пятница, 27 ноября 2015 г.

Чёрная пятница, или как нас обманывают...


Ежегодно в первую пятницу после американского Дня Благодарения (обычно – это последняя неделя ноября, в 2015 - это 29 ноября) стартует знаменитая Чёрная пятница (Black Friday), традиция которой возникла в Америке ещё в XIX веке - день, совсем не соответствующий своему мрачному названию. Ведь Чёрная пятница – это одна из самых ярких и незабываемых пятниц в году, это день огромных скидок и распродаж, это главный праздник для всех шопоголиков и отличное решение для тех, кто хочет сэкономить. Однако "черная пятница" по-русски (или по-украински, что одно и тоже) — праздник сомнительный, и распродажи у нас таят много подводных камней. По сути, это просто способ для привлечения внимания покупателей.


Игры с ценниками

Как предложить щедрую скидку, но не уйти при этом в минус? Очень просто. Достаточно завысить изначальную цену. Зачастую ценники оставляют нетронутыми, а на витринах клеят надписи SALE. В итоге вещи продаются по той же цене. Бывает, что ценники на продукцию накручивают, а после перечеркивают и пишут ниже реальную цену. У покупателя создается впечатление, что он совершает выгодную покупку. "В магазине присмотрела блузку со скидкой 30%, ее новая цена была 1990 рублей. Купила, пришла домой, смотрю — из-под ценника выглядывает кусочек предыдущего ценника. Отрываю его, а под ним цена 1490 рублей. Но дальше — больше, под ним еще один ценник, к счастью, последний, первоначальная цена блузки — 990 рублей. Ну что тут сказать, выгодно купила", — поделилась личным опытом с ИА "Амител" Татьяна Катаева.

Товар не по акции

В магазинах на полках и вешалках под вывеской 70% вперемешку размещают товар по акции и без. Уже на кассе может выясниться, что скидка распространяется только на определенное наименование, а вы выбрали товар по обычной цене. Такую уловку можно даже не заметить, если вы покупаете сразу несколько вещей. Вроде бы это не преступление, но если будешь невнимателен, то заплатишь лишнего. "Периодически магазины заявляют об акциях, но потом идет маленькое уточнение, что они действительны только на момент выхода рекламы. Удивительно, но уже в этот же вечер, приехав по нужному адресу, ты узнаешь, что скидки кончились", — рассказала ИА "Амител" Елена Гревцо. Своими находками делятся и читатели Mail.Ru: "Я считал, что смогу в «Черную пятницу» чуть выгоднее купить своей любимой девушке iPad. Что из этого вышло - разочарование, печаль и обида. Прокомментируйте в новостях. Думаю, я не один такой. Дмитрий, Читатель Hi-Tech" Дмитрий приложил к своему письму скриншоты в качестве доказательства. 25 ноября iPad Air 2 64 GB WiFi+Cellular Gold стоил 47 989 руб. Однако в «Черную пятницу» 27 ноября он подорожал на целых 5 730 руб. и стоил уже 53 719 руб. В акции планшет не участвовал. Вот такая вот «Черная пятница»!

Скидка на товар, которого нет

Журналист Сергей Вильянов рассказал в своем блоге о том, как покупал в Media Markt смартфон Oysters Arctic 450 за 99 руб., вокруг которого была развернута громкая рекламная кампания. Акция вышла настолько эффективной, что смартфоны на складе Media Markt закончились. Однако менеджеры Media Markt продолжали принимать заказы, сообщали пользователи интернета. "Сообщения о неудачной покупке исчисляются сотнями. И все по одному сценарию: приняли заказ, потом перезвонили и сказали, что опаньки, халява отменяется. Продавцы руками разводят. Говорят, что ничем помочь не могут. А рекламу снять нельзя. Она же людей привлекает." Вывод Вильянов сделал однозначный: «Media Markt окончательно обрусел. И это почему-то совершенно не радует».

Хорошие ненужные скидки


Ритейлеры не только обманывают и пытаются нажиться на покупателях, но и предлагают купить товары с отличной скидкой. Проблема кроется в самом продукте — обычно это маловостребованная мелочевка, как набор адаптеров для телефонов, или залежавшийся товар, например, чехол с камнями Swarovski для гаджета, выпущенного в начале 2014 года. «Эльдорадо» сделал хорошие предложения по ценам на игры для консолей — на них можно сэкономить приличные суммы. Есть даже варианты со скидкой 80%, но это проекты в духе Raуman Legends, а никак не GTA 5 или Fallout 4.

Товар с браком или после ремонта

Брак в магазинах электроники не редкость. Реанимированный товар попадает в магазин от поставщика, но уже со скидкой, размер которой составляет от 30 до 50%. Зачастую этот товар на полках выставляется тоже со скидкой, пусть и не такой большой. Побывавший в ремонте товар можно распознать по наклейке REF или Refactoring на упаковке. "В дни масштабных распродаж в магазинах бытовой техники настоящий ажиотаж, и проверка товара осуществляется очень быстро или клиент и вовсе отказывается от нее. Я так однажды приобрел утюг. В итоге уже дома заметил дефект. Сдать его я так и не смог. Продавцы сообщили, что товар акционный и возврату и обмену не подлежит. Хотя уже позже я узнал, что это не так и мои права были нарушены", — рассказал ИА "Амител" о неудачной покупке Дмитрий Емелин.


Виртуальные скидки

В интернете также стартовала "черная пятница", которая грозит большой выгодой. Но читатели из опыта прошлых лет делятся, как на самом деле происходят такие покупки. "Опять фейковые скидки сделают. Поднимут цены, а потом типа скинут, а в итоге то же самое, только на ценнике есть большая зачеркнутая цифра. В прошлом году на одном из сайтов специально записал до начала этой пятницы цены и потом сравнил со скидочными. Они увеличились! Сплошной обман. А если и были скидки, то 3-5%, но никак не 50% и не 70%", — рассказал ИА "Амител" Александр Курбаков.


Впрочем, по словам Ивана Кургузова, исполнительного директора Oborot.ru (портал об интернет-бизнесе), действия ритейлеров вполне объяснимы: «Распродажа не может быть убыточной для магазина. То, что на Западе умеют менее явно обманывать покупателя, еще не значит, что там не преследуют выгоду, просто опыта больше, научились делать это незаметно. А так большие скидки, особенно в технике и электронике, возможны только в двух случаях. Первый — кто-то агрессивно выходит на рынок, и у него есть бюджет, чтобы там закрепиться. Он формирует дополнительную скидку за счет этого бюджета, то есть фактически оплачивает ее из своего кармана. Второй случай — когда у ритейлера слишком много товара на складе, и освобождение складских площадей хоть по какой-нибудь цене, пусть даже с убытком, уже выигрыш». Да уж… А нужна ли такая «Черная пятница» вообще? После этого мероприятия каждый год охватывает одно и то же чувство грусти — в очередной раз становится очевидно, что продавцы относятся к покупателям как к «скоту» и в погоне за наживой идут на любые ухищрения. Будем надеяться, что когда-нибудь в будущем культура честных продаж (а заодно — и большие скидки) доберутся и до нас.


А может быть лучше отпраздновать Всемирный день отказа от покупок, который празднуется в этот же день?

Идея этого праздника-акции зародилась в Америке в 1992 году. С инициативой отказаться от покупок выступил канадский журналист эстонского происхождения Калле Ласн (Kalle Lasn). По его мнению, причину финансового кризиса нужно искать не в ликвидности или нерегулируемых рынках, а в культуре избыточного и бездумного потребления. В 1997 году в США общественная организация Adbusters начала бойкот покупкам, который получил поддержку во всем мире. Условия участия в этой акции просты — в течение 24 часов нужно отказаться от любых приобретений. Кроме того, активисты проводят акции под девизом «Ради мира на земле ничего не покупай!», чтобы привлечь внимание общественности. Акции представляют собой мирные демонстрации в торговых центрах, а также показ «антирекламных» роликов, сообщающих о том, что средний житель США покупает в 5 раз больше товаров, чем мексиканец, в 10 раз больше, чем китаец, и в 30 раз больше, чем индус.

Комментариев нет :

Отправить комментарий