суббота, 2 декабря 2017 г.

2 декабря. 25 лет первому в мире SMS

1992 год: новинки на рынке мобильной связи
"Happy Christmas" (а может и "Merry Christmas") — так звучало первое в мире SMS-сообщение, переданное английской компанией мобильной связи Sema ровно 25 лет назад, 2 декабря 1992 г., спустя год после появления стандарта GSM на европейском рынке. По другим данным это произошло 3 декабря. Инженер компании Airwide Solutions, занимающейся разработками в области мобильной связи, Нейл Пэпуорс (Neil Papworth) отправил смс в сети Vodafone. По словам Нейла, тогда никто в их команде не мог и подумать, какую популярность получит технология. Тогда казалось, что SMS останется внутрикорпоративным сервисом, для связи между коллегами.


SMS была создана как составная часть стандарта GSM Phase 1. Впервые идея осуществления сервиса возникла в 1984 г. и была затем реализована группой инженеров, среди которых были: Фридхельм Хиллебранд (Дойтче Бундеспост), Бернар Жильбер (PTT), Финн Тросби (Telenor), Кевин Холли (Cellnet), Йан Харрис (Vodafone) к 1989 году. Правда, сама идея обмена текстовыми сообщениями через мобильный телефон долгое время воспринималась как глупость и нелепая выдумка – зачем это делать, если у каждого есть пейджер?!

В 1991 году институт стандартов в области телекоммуникаций (ETSI) предложил механизм обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями. Сервис SMS был преобразован для передачи текста с персонального компьютера на мобильный телефон – дескать, это поможет тем, у кого под рукой нет телефона, а только компьютер.

Уже в 1993 Acision с Telenor в Норвегии и английская BT Cellnet (теперь O2) стали предлагать своим клиентам услугу отправки текстовых сообщений посредством телефона. Но перспективная технология не пользовалась популярностью и в 1995 году, среднее количество отправленных sms за месяц составляло всего 0.4 штуки. Хотя отправка и получение коротких текстовых сообщений и была заложена в самом стандарте GSM, операторы не спешили выводить на рынок новую услугу. Причины очевидны — в то время мобильный рынок только формировался, не было четкого понимания, как можно использовать новый сервис с коммерческой точки зрения и боязнь мошенничества пользователей сетей других операторов. Да и обычные услуги мобильной связи для многих являлись в то время непозволительной роскошью и про дополнительные сервисы всерьёз не задумывались.

В 1997 Глен Блефф - студент с Донкасетра, впервые реализовал веб-отправку СМС, используя бесплатный сервисный номер компании Vodafone. Впоследствии его e2sms сделала весомый вклад в популяризацию сервиса. Ещё через несколько лет стало возможным отправлять SMS на электронную почту и наоборот. Жизнь показала, что СМС зачастую даже необходимее прямого разговора.

Примерно в конце ХХ века телефон постепенно стал превращаться из способа коммуникации менеджеров и профессионалов в устройство, применяемое массово. В этот момент и началось второе рождение sms: оказавшаяся «мобилизованной» молодежь увидела в новом сервисе возможность сэкономить, а также новое средство самовыражения. Благодаря относительно низкой себестоимости одного смс - сообщения новый сервис стал приносить очень хорошие деньги, а следовательно, получил и признание рынка. Операторы, «почуявшие» выгоду, запустили активную рекламную поддержку новой услуги, а в 2000 году позволили своим клиентам послать смс пользователям других сетей. Все это резко увеличило привлекательность услуги и также послужило фактором проникновения смс в массы.

В России мода на SMS-сообщения пришла только в 2002 году, когда компании МТС и «Вымпелком» (БиЛайн) подписали договор об обмене SMS-сообщениями между абонентами двух сетей (до этого абоненты разных компаний не могли посылать друг другу сообщения).


ShortMessagingService — служба маленьких сообщений — строго регламентирует размер письма, так же, как клочок бумаги. Максимальный размер сообщения в стандарте GSM — 140 байт (1120 бит). Таким образом, при использовании 7-битной кодировки (латинский алфавит и цифры) можно отправлять сообщения длиной до 160 символов. При использовании 8-битной кодировки (немецкий, французский язык) можно отправлять сообщения длиной до 140 символов. Для поддержки других национальных алфавитов (китайского, арабского, русского и др.) используется 2-байтовая (16-битная) кодировка UCS-2. Таким образом, SMS, написанное кириллицей, не может превышать 70 знаков. Существуют и поддерживаются частью телефонов и восьмибитные кодировки кириллицы — так называемая локальная российская кодировка KOI8-R и Windows-1251. Но при использовании таких кодировок возникают проблемы с совместимостью: как телефон отправителя, так и телефон получателя сообщения должны быть заранее настроены на «сокращённый набор символов», при такой настройке невозможна отправка сообщений с использованием других алфавитов, кроме кириллицы и латиницы. К тому же поддержка кодировки телефонами несовершенна: в случае переключения телефона на UCS-2 (Юникод) сообщения, сохранённые в восьмибитной кодировке, могут быть испорчены так, что не восстанавливаются даже при обратном переключении. Поэтому даже телефоны, поддерживающие восьмибитную кириллическую кодировку, по умолчанию (то есть без изменения настройки) используют UCS-2.

В стандарте также предусмотрена возможность отправлять сегментированные сообщения. В таких сообщениях в заголовке пользовательских данных (UDH) помещается информация о номере сегмента сообщения и общем количестве сегментов. Максимальная длина сегмента при этом уменьшается за счет этого заголовка. Как правило, каждый сегмент тарифицируется как отдельное сообщение. Сегментирование поддерживают почти все современные телефоны, но часто в телефонах вводится ограничение на количество сегментов в сообщении. Телефон, который не поддерживает сегментирование, отображает каждый сегмент как отдельное сообщение.

Некоторые абоненты сотовых сетей предпочитают писать SMS на родном языке, используя латинские буквы (транслит). Первоначально это было обусловлено отсутствием поддержки кириллицы и других национальных алфавитов телефонными аппаратами; а с широким распространением русифицированных телефонов — привычкой, а также тем, что на латинице можно писать более длинные SMS (160 вместо 70 символов на кириллице) за те же деньги. Например: Ura! Ya napisal pro SMS v Wikipediju. Хотя, фактическая экономия меньше, чем 160/70, так как те буквы кириллицы, у которых отсутствуют аналоги в латинице, приходится заменять буквосочетаниями не менее чем из двух букв.

В англоязычных странах для экономии символов в SMS часто используют аббревиатуры, пропуски гласных, а также обозначают слова и слоги схожими по звучанию цифрами и буквами. В ход идут "смайлики", различные сокращения (например, «C u l8r» с успехом заменяет «See you later»), которые настолько вошли в жизнь молодежи, что на свет появились sms-романы и sms-Библия.

СМС-сокращения (глоссарий)
бмп - Без малейшего понятия
Бу - буду (бу? - будешь?)
Вых(и) - выходные.
ДР - День рождения
ж.д., ж/д Железная дорога
ЗЫ – PS
имхо – IMHO
инет - Интернет
и тд - И так далее
и тп - И тому подобное
кмк - как мне кажется
кто-нить – кто-нибудь
кст – кстати
ЛОЛ – LOL
лю – люблю
м-ду - между
мб - может быть
мож - может, может быть
мя - меня
НГ - Новый год
НЗЧ - Не за что
о5 - опять
ОК - ОК
OC - Очень смешно
оч - очень
пасиб - спасибо
пжлст, пож - пожалуйста
плз - please
прив – привет
прст - Прости
про100 - Просто
ск. – сколько
слу - слушай
смс - SMS
сонц – солнце (ласковое обращение)
спок – спокойной ночи
спс – спасибо
тлф - телефон
тя - Тебя
хош(ь) - Хочешь
чз - через
ЧГК - Что? Где? Когда?
что-нить – что-нибудь
ЧЯДНТ - Что я делаю не так?
ща – сейчас
Ы – LOL (по визуальному сходству)
я тя лю – я тебя люблю
яп = ясен перец, ясень пень
?с = вопрос
!т = ответ
7я – семья
1жды - Однажды
4е - Что

Ну и в конце - табуированное:
епрст
нах
пох
хз
ппц


Однако, такой развитой системы сокращений, как в английском, для русского не существует. Большинство пользователе набирает текст через Т9, так быстрее получается, чем писать сокращения в обычном режиме. Однако и у Т9 много недостатков.


А женщины стали sms-эмоциональнее от мужчин. Этой услугой, судя по статистике, пользуются 90% женщин, причем 20% из них, то есть каждая пятая, не представляет себе жизни без SMS-ок, а 5% используют SMS, если хотят расстаться с мужчиной. Последние более спокойно относятся к эпистолярному жанру в мобильном телефоне: СМС-ки отправляют лишь 70% мужчин, только 2% из них используют сообщения мобильного телефона, чтобы сообщить женщине о разрыве и лишь 10% считают свою жизнь без смс неполноценной.

Чтобы достойно отметить это событие, можем разослать 2 декабря 25 СМСок своим родным и далеким. Подумать только, что всего лишь четверть века назад у нас не было такой возможности!

Комментариев нет :

Отправить комментарий