воскресенье, 30 июля 2017 г.

30 июля. Шоколаду "Аленка" - 50 лет


Ровно 50 лет назад, 30 июня 1967 года, была утверждена рецептура этого первого советского молочного шоколада, который благодаря своей дешевизне (80 копеек, против рубля с лишним — цены плитки горького шоколада) стал самой распространенной маркой молочного шоколада в СССР. Не слишком имущие студентки в 70-е в качестве залога какого-то спора часто выставляли именно ее. Ну, и, несомненно, «Аленка» привлекала изображенным на этикетке (или "фантике") портретом девочки, по имени которой и был назван шоколад. Популярная в 60-70-х годах ХХ века шоколадка успешно продолжает жить в веке нынешнем.


Вспоминается фраза, относящаяся к бессмертным творениям, созданным «от двух до пяти»: «Почему все невкусное — полезно, а вкусное — вредно?» О возможном вреде шоколада говорить здесь не будем, но все же горький шоколад полезнее, чем более калорийный и сладкий молочный. Это подтверждают и специалисты. Горький шоколад содержит калий, кальций, антиоксиданты. Горький шоколад способствует расширению сосудов, в том числе и в головном мозге, улучшается память, снижается риск тромбообразования и инсультов. В СССР выпускался преимущественно горький шоколад. Но причиной было не столько забота о пользе здоровью, столько традиционный дефицит одной из главных составляющих молочного шоколада — высококачественного сухого молока. Некоторые марки советского горького шоколада, существующие до сих пор, имеют длительную историю выпуска. Например, «Гвардейский» начал выпускаться еще во время Великой отечественной войны. А вот другой марки отечественного молочного шоколада, «перешагнувшей» через «порог» трудных 90-х годов, кроме «Аленки», не припоминается. В начале 1960-х правительством СССР была принята очередная Продовольственная программа (одна из многих), в которой особое внимание отводилось созданию массового, доступного по цене молочного шоколада. На различных фабриках в Москве начались эксперименты по созданию вкусного шоколада и в 1964 году специалистами-кондитерами на московской фабрике «Красный Октябрь» была разработана подходящая рецептура, которая одновремено с «Красным Октябрем» была внедрена в производство на фабриках «Рот Фронт» и им. Бабаева, а затем на многих других кондитерских фабриках.


Первыми «Алёнками» стали бабаевская — на обёртке девочка в синем платочке — и две рот-фронтовские — на обёртке девочка с лейкой и девочка с собачкой и зайчиком. По другим данным, шоколад «Алёнка» начал изготавливаться в СССР с 1965 года, а на кондитерской фабрике «Красный Октябрь» с 1966 года. К сожалению, имена специалистов фабрики "Красный Октябрь", которым удалось создать оригинальную рецептуру, не утратившую своей популярности у нескольких поколений покупателей, уже забылись.

Картина Васнецова *Алёнушка*.
До 1964 года у «Алёнки», выпускаемой «Красным Октябрём», не было постоянного оформления обёртки. Шоколадки первое время выпускались с разными изображениями и разным цветом обёртки. В итоге фабрика приняла решение по выработке своего фирменного портрета «Алёнки». Первоначально, имея опыт еще середины XIX века (именно тогда впервые появились на фантике «мишки» с картины великого русского художника Ивана Шишкина), планировали поместить на этикетке новой плитки репродукцию знаменитой васнецовской «Аленушки». Девочка с таким именем кочевала из одной сказки в другую, и каждый советский ребенок был с ней знаком, потому и решили назвать им шоколад. Но выяснилось, что шоколад с таким названием уже существовал: выходил на другой московской фабрике. Кроме того, идею с васнецовской «Аленушкой» раскритиковали сверху - мол, детство в стране счастливое, а у девочки ноги босы, к тому же картина эта грустная (что это она грустит, когда коммунизм практически на пороге?!) и потому для обложки шоколадки не подходит. На «Октябре» решили от названия не отказываться, лишь слегка откорректировали его – стала не «Алёнушка», а «Алёнка». Считается так же, что своё название шоколад получил по имени дочери то ли Валентины Терешковой, то ли Юрия Гагарина – у обоих космонавтов к тому моменту подрастали девочки Леночки. Впрочем, на фабрике эту легенду хоть и любят, но опровергают. Наиболее вероятной представляется версия, что так звали внучку одного из разработчиков рецептуры.

Советский рекламный плакат 1950-х.
по крайней мере так утверждает
Аукцион "Советский дизайн и реклама в упаковке",
который прошел в
"Доме антикварной книги в Никитском" в 2014 г.

Утверждают также, что на фабрике уже выпускался шоколад под названием "Аленка", но он был не молочный, а горький. Появился он не позже 1960 года, по крайней мере, во многих частных коллекциях есть обертка от этого шоколада, датированная именно этим годом. Дело в том, что "Красный Октябрь" изначально выпускал горькую "Аленку" в традиционном для себя памятном оформлении к праздничным датам (8 Марта, 1 Мая), причем безо всякого изображения девочки. А вот к нынешней этикетке пришли не сразу. Предлагались варианты этикетки, ничего общего с привычной «классикой» не имевшие. Художники перепробовали много образов – Алёнки и с гвоздиками, и с косичками, и в роли Снегурочки…


И тогда руководство фабрики через газету «Вечерняя Москва» объявило конкурс на фотографию девочки, которая впоследствии станет темой оформления шоколадки. В конкурсе победила фотография заслуженного работника культуры РСФСР Александра Михайловича Геринаса, которую тот сделал где-то между 1957 и 1960 годом. На фотографии была изображена маленькая девочка в шёлковом платке (по одной из версий — его дочь Елена). Говорят, что до того, как «Красный Октябрь» объявил конкурс, помещался снимок на выставке и в журнале «Советское фото». Но не запомнил бы снимок никто, если бы не поместили его на обложке первого за 1962 год номера журнала «Здоровье», очень популярного в СССР и издающегося восьмисоттысячным тиражом. Ничего об имени девочки в журнале не сообщалось, но считается, что изображена восьмимесячная дочь Геринаса Елена. В конце номера только: «На первой странице обложки: «Ты смотришь на мир с восторгом – и ты не ошибаешься малышка! Мир действительно прекрасен». И еще фамилия фотографа.


Автором этикетки называют художника Н. Маслова (некоторые источники утверждают, что его фамилия - Малов). Причем скромно так называют, даже не сообщая имени. Хотя Википедия и указывает, что его звали Николай, но ссылка на этот факт "битая", а еще некоторые USERNAME утверждают, что звали его Михаил Георгиевич (и кстати, у него была сестра Маслова Эльвира Михайловна, советский и российский художник-мультипликатор). Можно долго обсуждать напрямую ли использовал художник снимок, внеся некоторые изменения, или просто так вышло у него, но, несомненно, видел он его. Чем же отличается изображение на этикетке от «прототипа-фотоснимка»? Главное — цвет глаз. На снимке у девочки глаза карие, на этикетке голубые. Трудно, кстати, сказать, зачем надо было изменять «шоколадные» глаза для шоколадной этикетки. Впрочем, как утверждает руководство фабрики, "Маслов художественно доработал образ малышки до русского общенародного образа". Немного изменили форму бровей. Изменили овал лица, чуть удлинив его. Подрумянили щёки. Губы сделали более припухлыми, особенно верхнюю. Остальное осталось практически без изменений. Одинакова прядка волос, видимая из-под платка. Да и сам платок на снимке и этикетке завязан одинаково. И взгляд, направленный чуть вверх, одинаков. В таком виде обёртка шоколада начала издаваться с 1965 года и с тех пор издаётся по сей день. Но даже после принятия окончательного варианта нет-нет, да и появлялись новые этикетки «Аленки», главным образом, к праздникам.

По поводу шоколадки "Алёнка" ходит такая народная легенда - будто девочка, которая изображена на её обёртке, существовала на самом деле. Художник фабрики долго не мог создать ничего подходящего для нового бренда, маялся и бухал. Но однажды случайно утром увидел на детской площадке какого-то карапуза в платочке - и художника прошибло просветление. Он, во-первых, сразу завязал с алкоголем, а во-вторых, в тот же день нарисовал бессмертный портрет, не хуже Л. да Винчи. Руководство благоговейно рассмотрело картину и в тот же день отдало приказ всему производству перепрофилироваться только на "Алёнку" - тем более, что всё это считалось стратегическим и политическим ходом в рамках свежепринятой продовольственной программы. На дворе стоял 1966 год, всё было относительно либерально, и художнику было щастье. Но легенда на этом не умолкает, а рассказывает дальше. Будто бы через 40 лет внезапно нашлась та девочка - из песочницы. Взмахнула платочком, топнула ножкой и... потребовала бабла с фабрики за бесстыжее использование своего светлого лика. Но сколько ни бились премудрые эксперты и адвокаты - так и не смогли найти нужного сходства между шоколадкой и истицей. И девочка та уныло вернулась обратно в свою потустороннюю песочницу, когда-нибудь через много лет, наверное, снова материализуется.

1968
1969
1967-1968
Были и откровенно неудачные варианты. Например, вариант 1968 года. Называется "Аленка поздравляет с Первомаем". Из-за непонятного коричневого "забора", долженствующего обозначать, видимо, шоколад, высовывается блондиночка в красном платочке. Расфокусированный взгляд, губы - как на американской рекламе 50-х годов, блуждающая улыбка наркоманки... Не девочка, скорее, женщина в стиле Мэрилин Монро - "прелесть-какая-дурочка".

1967-70
Или тоже "майская" "Аленка" 1967 года выпуска. Создается ощущение, что не художник-дизайнер это нарисовал, а ребенок лет десяти - с пропорциями, анатомией и вообще художественным решением полная беда...

1975
1976
Но самый ужасный - это вариант 1976 года. Остряки назвали его "кладбищенской версией". Не правда ли, белая рамка до боли напоминает надгробие с завитушками? Сходство с надгробием усиливает и портрет в овальной рамке. Вот бы посмотреть в глаза тому дизайнеру! (Цена этого "шедевра", кстати, не 80 копеек, а полтора рубля. Видимо, доплата за надгробие...)

1989
1989
Практически перед самым развалом СССР появились на экспортном варианте шоколада зомбоподобные личности, но просуществовали они не долго.


В общем, только "Аленка" с фото Геринаса оказалась живучей - ни одной ее "сестричке" не удалось продержаться на обертке столько, сколько ей. "Над этой картинкой работали разные художники, и каждый вносил какие-то изменения, - рассказывает Галина Болдина, которая за 48 лет работы на фабрике проделала путь от розничного цеха до кабинета заместителя президента. - Покупатели не замечали, но обертка менялась на протяжении многих лет: фон становился то бледнее, то ярче, даже щечки у Аленки стали румяней".

Фабрика имени Крупской
Ленинградский шоколад "Алёнка"
ульяновская кондитерская фабрика "Волжанка".
Аналогичные обертки были и у шоколада Фабрики имени Крупской, а так же Свердловска и Уфы
Долгое время в СССР разные фабрики выпускали около 50 видов шоколада «Аленка». Вкус этого шоколада и его, ставшее классическим, изображение на упаковке (миленькая девочка в платочке) так полюбились гражданам СССР, что они начали давать своим дочерям имена в честь молочной плитки. От миллионов девочек с именем Алёнка страну спас официальный запрет на регистрацию новорожденных с уменьшительно-ласкательными именами.

"Шоколад «Алёнка» особо котировался у любителей «зелёного чая», так как плитка была обернута в православную алюминиевую фольгу без говённой бумажной подложки, как у Альпен Гольд, например. Низкая цена и [огромные] площади фольги сделали «Алёнку» базовым элементом джентльменского набора. Для упомянутых личностей в производство наравне с бутылочками воды «Шишкин лес» объемом чуть более двух глотков была запущена мини-аленка на полтора укуса" (Lurkmore).


Некоторое время на обертке печаталось стихотворение, которое написала 16-летняя советская девушка-школьница Саша Егорова (кстати, некоторые легенды утверждают, что именно эта Саша, жившая в поселке Северном под Москвой, и послужила прототипом Аленки, и когда ее сфотографировали, было ей 5 лет):

Познакомиться с Аленкой из детишек каждый рад
Покупайте, покупайте, покупайте шоколад!
Шоколад "Аленка" -
милая девчонка.
Глазки голубые,
волосы льняные,
Щеки - будто маков цвет.
Ей совсем не много лет.
Года два, а, может, три,
Что за прелесть! Посмотри!
Очень вкусный шоколад
Приготовили для нас.
Он питательный и нежный.

И для всех людей полезный!


Думается, больше остальных в советское время «Аленку» ели секретарши – этот шоколад был украшением не только детских подарков, но и вполне взрослых презентов. В 2002 году в Эрмитаже прошла выставка «Эх, Петербург! Что за жизнь, право!», посвященная гоголевскому «Ревизору». Выставляли на всеобщее обозрение не только фото со спектаклей, одежду, но и «борзых щенков» – дефицит, который шел на взятки. Среди черной икры, чешского хрусталя и бразильского кофе красовалась на витрине и «Аленка». А на Новый год «Аленка» становилась королевой подарочного кулька. Съедалась она тут же, возле елки.


Покупатели переживали за девочку в платочке, как за родную. Когда в начале 2000-х в Москве на Поварской улице закрылся на ремонт главный фирменный магазин «Красного Октября», на фабрике раскалился телефон: «Куда делась «Аленка»?» Судьба самого магазина мало кого интересовала. Никуда «Аленка» не делась, каждый день на «Красном Октябре» выпускают 185 тысяч плиток! Ежедневно в огромных емкостях неспешно растапливают масло, смешивают его с молоком, какао и выдавливают из воронок на транспортерную ленту. Машины делят каждую плитку на те самые плиточки, которые мы потом с удовольствием отламываем. Затем шоколад оказывается в холодильной камере, где мгновенно остывает. Кажется, что за массивной дверью работают гномы: непрекращающийся стук – это молотки, отбивающие замерзший шоколад от металлических форм.

справа Е.Геринас
как сказал один из комментаторов
"платок один и обертка срисована с фотки.
но на фотке другая девочка. и совсем, кстати, не еврейская"
Как ни велик был тираж журнала, но с тиражами этикетки его не сравнить. Позабылась девочка с обложки так, что даже стали разыскивать в начале 90-х «прототип» Аленки с этикетки одноименного шоколада. Вроде бы признали прототипом рисунка этикетки ту фотографию, а в качестве модели — дочь фотографа Елену Геринас. Даже приглашали ее на «Красный Октябрь», где вручили ей приз и свою сладкую продукцию. И на этом бы, может, и закончилось все, да запросила в феврале 2000 года Елена Александровна с держателя торговой марки «шоколад «Аленка» некую сумму по праву, если не модели, то наследника фотографа А. Геринаса. Получив отказ, подала Елена-Аленка в суд иск о защите нарушенного авторского права, требуя компенсации в размере 5 миллионов рублей и заключения лицензионного договора. Суд длился более двух с половиной лет и в итоге, после фотопортретной и искусствоведческой экспертизы (эксперт Минюста Зотов насчитал 18 общих признаков, при этом, были рассмотрены чуть ли не под лупой десятки фотографий маленькой Леночки Геринас), пришёл к выводу, что изображение на этикетке шоколада «Алёнка» является новым самостоятельным произведением. Сам факт возможного использования фотографии при создании рисунка для этикетки каких-либо прав истицы, в том числе и имущественных, не затрагивает и не нарушает. Так же суд принял во внимание, что при жизни фотографа, он не заявлял никаких финансовых претензий к производителям шоколада, по всей видимости, ограничившись получением разового вознаграждения, как и художник Маслов (что, к сожалению, невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть ввиду смерти этих лиц).

одно из фото Е.Геринас
В иске Елене Геринас было отказано, но она не теряет надежды. Все вещдоки: негативы, январский номер журнала «Здоровье» за 1962 год и даже платочек, который немного выцвел - она бережно хранит, надеясь когда-то получить затребованную сумму денег. "Присмотритесь к шоколадной Аленке, у нее узелок по-особому завязан, потому что моя мама - левша. Эту деталь на суде тоже отметили, но почему-то не учли", - сообщила она в одном из интервью. Сегодня Елена Геринас живет в подмосковных Химках. Она замужем и воспитывает двоих детей. По специальности - фармацевт, работала библиотекарем.

Утверждают также, что "Аленка" с обертки – это девочка из Одинцово Наташа Морозова, чей портрет красовался на этикетках детского мыла и шампуней, и судьба которой в настоящее время неизвестна. А вот некая Галина Михайловна говорит, что "девочку звали Ирина, она родилась в г. Одинцово Московской обл. Тогда про неё писали в местной газете "Новые рубежи"".

Еврейская (?) телекомпания RTVi утверждает, что симпатичная девчушка в платочке на шоколаде "Аленка" - это еврейская девочка Марина Страшная (ударение на второе А!), проживающая ныне в Израиле и работающая врачом. По её словам, её воспитывала няня, водила малышку в парк Тельмана. Там был знакомый няне фотограф, который сделал много снимков. Много из этих позитивов (отпечатков) у Марины хранятся до сих пор. Однако вернёмся в раннюю Москву. Фото ребёнка появились уже в продукции предприятий, как элемент оформления либо же в виде фотопортрета, самостоятельного изображения. Ребёнка узнали и родители, и бабушка, и соседи, для семьи подобные вещи стали чем-то вроде сувениров, разумеется, со временем памятных.

Одри Хепберн не прошла кастинг
на обложку шоколада «Аленка»… А ей так хотелось…
Похож, не правда ли? Правда, он опоздал на кастинг.
Кинокомедия «Джентльмены удачи» была снята в 1971 г.
Еще одна из "Алёнок". Похожа?
Вскоре нашли журналисты «Труда» вроде бы еще одну девочку с фотографии - Аню Стаценко (в замужестве - Межгородская). Проживает она в Брянске (областном городе центра России), куда когда-то «заскочил» А. Геринас и якобы снял ее в детской поликлинике. И снова платочек в воспоминаниях родителей той бывшей девочки фигурирует. Но претензий та «модель» не предъявляет. Причина осторожности и оговорок Нины Васильевны (матери "Аленки") не только в провинциальной скромности, но и в том, что она 18 лет служила в транспортной прокуратуре, то есть точность для нее - профессиональное понятие. Больше всего она опасается, что этот рассказ может быть воспринят как претензия к фабрике "Красной Октябрь". Установить истину сейчас трудно, и А. Геринаса, и Н. Маслова уже нет в живых. Найденная журналистами старейшая сотрудница журнала «Здоровье» Тамара Фёдорова начала работать в нем в 1970 году, но со слов коллег знает, что "Александр Геринас был нашим внештатным фотокорреспондентом, приносил снимки, редакция отбирала то, что ей подходило, расплачивалась, и - до свидания. Никаких авторских претензий не возникало. У журнала был в те годы огромный тираж, поэтому опубликованные снимки видела почти вся страна. Как-то раз фотограф снял в рекламе лака "Прелесть" одну нашу сотрудницу, так ей мужчины со всей страны письма писали и замуж звали. Вот и обложку с Аленкой приметили. Девочка на ней действительно очень похожа на ту, что глядит на нас с обертки шоколада и других сладостей".

Елена Головко
В 2014 году жительница Краснодарского края России Елена Александровна Головко (девичья фамилия Рыбакова), уроженка города Саратова, 12.10.1958 года рождения, обратилась в прокуратуру с требованием признать ее прототипом девочки с обертки. По словам Головко, в 1959 году она посещала детский сад в Саратове, и там в 9 месячном возрасте ее снял московский фотограф. В день своего 50-летия она решила добиться справедливости и пройти любые экспертизы, чтобы ее признали лицом "Аленки". "Так, если сравнить мою детскую фотографию и открытку 1962 года фотографа А.Геринаса, выпущенную Полиграфкомбинатом города Калинина, то можно увидеть, что части лица (глаза, губы, щеки, нос), абсолютно схожи, а косынка на Аленке точь-в-точь повторяет рисунок косынки, в которой в садике я танцевала танец матрешек (косынка и сарафан-это садовские атрибуты)" - пишет Елена Головко. По некторым данным, её отец, Рыбаков Александр Дмитриевич, был портретистом худфонда и много раз встречался с Герннасом по службе. Возможно, он сам отдал Геринасу фото своей дочери для конкурса, который был просто членом отборочной комиссии для конкурса фотографий и имел право на всё ставить печать со своей фамилией. Таким образом и родилась почтовая открытка "Леночка" с пометкой "фото художника Геринаса". Более того, есть заметка, в которой утверждается, что Геринас спорил и утверждал, что на снимке вовсе не его дочь.

Елена Анисина
В 2016 году Елена Анисина, 50-летняя уборщица из российской Читы, так же готова пройти любые экспертизы, чтобы доказать всем - именно она лицо знаменитого шоколада "Аленка". По словам Анисиной, ее сфотографировали во время прогулки с мамой в возрасте 3 лет. "Как сейчас помню случай из детства: идем с матерью по улице, а навстречу нам фоторепортеры. И стали они меня фотографировать, а маме моей сказали, что я буду на обертке шоколадки "Красный октябрь". Запомнила это на всю жизнь", - рассказала она в интервью "Комсомольской правды". Она направила в компанию "Красный октябрь" письмо, в котором потребовала ей выплатить 3 миллиона долларов за использование своего снимка. По мнению женщины, лицу такого бренда не пристало жить в бедности. А написать кондитерам жительница Читы решила после того, как услышала о том, что исполнительница песни "В лесу родилась елочка" получила денежную компенсацию.


Но все это для истории одного из популярнейших брендов не столь важно. Живет «Аленка», кто бы ни был прототипом девочки с этикетки, и, оставаясь юной, подрастает.

Еще одна версия, для взрослых

Даже не подрастает, а прирастает развитием бренда. Кроме «классического» варианта выпускается сейчас шоколад «Аленка» с разными добавками. Есть и карамель «Аленка». Был у нее и «друг» — тоже шоколад «Кузя». Сначала прошли сообщения, что выпуск шоколада «Кузя, друг Аленки» (существовал с 1999 года) планируется прекратить. И, правда, не видно его стало на прилавках. Исчез «Кузя» вроде бы по причине, что в развитие бренда предложили некие шутники выпускать еще и «Кузькину мать», а также других родственников. Успев, впрочем, невольно доставить своим экспортным вариантом "Kuzya drug Alenki"


Алёнка Грей
вставьте своё лицо
В интернете можно найти туеву хучу пародий на этикетку «Аленки», удачных и не очень. Кем только не побывала наша девочка. Но, вряд ли это волнует маркетологов «Красного Октября». Ведь это лишь подтверждение популярности бренда, у которого, кстати, есть собственный сайт. Не у фабрики, а именно у бренда! Непонятно, правда, зачем он нужен, этот сайт: исторических фактов об истории шоколада там кот наплакал, а видов старых оберток - штуки 3-4... А вот то, что «Кузя» пользовался гораздо меньшей популярностью, чем его «подружка», это — несомненно, да и шоколад «Кузя», по мнению многих сладкоежек, хуже.


Неожиданно фабрика «Красный октябрь» оформила патент на этот продукт. В Киеве этот шоколад стали производить под названием "Оленка", изображая на нем девочку в желтом платочке и бусах, а "Любимую Аленку", которую выпускали в Минске, повязали красным платком в горошек. Появились и другие "кузины" - марок шоколада, названия которых явно пошли от "Аленки". Впрочем, появились они не в наше время, когда все можно и никаких запретов - ни нравственных, ни юридических. Все эти "кузины" рождались еще в советское время. Например, шоколады "Алина" и "Алена" (очень похожи по дизайну на "Аленку", и лицо девочки практически один в один, но только здесь не рисунок, а фотография), "Озорная Аленка", "Оленка" из Украины, "Аленка" из Эстонии, Литвы и даже Испании... А когда потребовалось доказать, что совсем другую девочку с упаковки шоколада «Алина» фабрики «Славянка» — 9 лет от роду и в кокошнике — большинство жителей России считают, цитирую, «идентичной» младенцу в платочке с продукции «КО», а суд с этим не согласился, то «Красный октябрь» добился повторного рассмотрения дела и, как водится, смог убедить судей (а заодно и Палату по патентным спорам РФ) уже не в «различности» одного и того же ребенка, а в «идентичности» разных девочек. Никто, конечно же, не допускает и мысли о коррупции и подкупе. Просто богатейшее предприятие настолько уверено в своей правоте, что эта уверенность практически сама собой передается любой структуре, от которой зависят решения спорных вопросов.


Фабрика имени Крупской так же переименовала шоколадку в «Крупскую Алёнку» и дорисовала девочке хвостик, букет полевых цветов и стрекозу. «Красный Октябрь» увидел в этом нечестную конкуренцию и пожаловался в ФАС. К ФАСу «Октябрь» пришёл не с пустыми руками, а с результатами проведённого ВЦИОМом соцопроса. Оказалось, что больше половины опрошенных увидели в шоколадках сходство. И хоть спутать «Алёнки» смогли только 5,4 % испытуемых, Федеральная антимонопольная служба сочла жалобу убедительной и запретила Крупской выпускать свою шоколадку.


Репин В. с Хохмодрома предложил переименовать шоколад «Крупскую Наденьку». "А может, стоило поступить иначе, и попробовать создать новый бренд? Возможно, в разной весо-возрастной категории - для школьниц и студенток..."


Кстати, о краже. Злые языки поговаривают, что изначально идею с девочкой в платке на фабрике стащили у немцев. У них детский сок "Rotbäckchen" с похожей девочкой выпускается с 50-х гг. Но, скорее всего, это неправда. Девочка в платочке - что может быть характернее для любой страны?


Впрочем, в Украине шоколад "Оленка" производили еще в 1960-х годах.


А это уже "Аленки" Белорусской ССР.

Суровые челябинские Алёнки от kabochek
Этой челябинской Алёнке, 1997 года выпуска, суждено было (но не сложилось) стать Красной Шапочкой. Девочка в красном чепце с пирожками в корзинке явно намеревается навестить свою бабушку. В композиции не хватает только Серого Волка на заднем плане.


Обёртка, посвящённая Международному женскому дню, относится к особой категории "исчезнувших Алёнок". На ней изображено солнышко, похожее на цветочек. Или цветочек, напоминающий солнышко. Нечто подобное, напоминающее поздравительную открытку, выпустила однажды по случаю 8 Марта кондитерская фабрика "Красный Октябрь" (спрва).


В создании этой желтоволосой Алёнки с коробкой-подарком в руках, выпущенной в начале нулевых ("Южуралкондитер" к тому времени превратился из АО в ОАО), можно даже заподозрить одного и того же дизайнера. Очень характерная для того времени векторная компьютерная графика. Corel Draw рулит.


На этой обёртке Алёнка изображена в образе сказочной русской красавицы – в сарафане и кокошнике. Сочетание доминирующих цветов – синего, жёлтого и розового – выглядит немного диковато. Но Corel Draw уже не рулит. И композиционно эта обёртка, пожалуй, самая гармоничная.


Кроме того, известен целый ряд случаев, когда в подпольных цехах в обертку «Аленки» заворачивали просроченный или фальсифицированный шоколад. Руководство фабрики «Красный Октябрь» совместно с правоохранительными органами ведет работу, направленную на выявление и устранение такой продукции. И со своей стороны рекомендует потребителю быть бдительным при покупке — обращать внимание на внешний вид упаковки и качество печати этикетки.


Под этой маркой сейчас изготавливают и шоколадные конфеты, на обертках которых все то же изображение.

Стрит-арт в Москве. Автор Павел P183
В современной культуре
  • Художник Александр Шабуров в 1998 году создал арт-объект «Аленка на Кавказе», представлявший собой бутылку коньяка «Кавказ», на которую была водружена плитка шоколада «Алёнка». Видимо художник решил, что Алёнка достаточно уже взрослая, чтобы пить коньяк и ездить на Кавказ. (Кстати, о Кавказе и "Алёнке". Один из наиболее известных чеченских полковых командиров, главнокомандующий вооруженными силами Ичкерии Руслан Гелаев умер после ранения с шоколадкой "Алёнка" в руке).
  • Украинский певец Максим Шевцов совместно с ансамблем «Вариант» исполнил в конце 80-х годов песню о девочке, послужившей моделью для фото на обёртку шоколада — «Шоколадная девчонка».
  • Postal 2:Paradise lost
  • Postal 2: в DLC paradise Lost в одном из гаражных домов можно найти шоколадку «Baba Yaga» - это отсылка на русский шоколад «Аленка».
  • Существуют так же флеш-игры, созданные по мотивам «Аленки»! Например, в одной из них предлагается собрать пазл с изображением знаменитой шоколадки, в другой — сыграть в «шоколадный тетрис»: укладывать падающие плитки фирменного шоколада в ряд, а за успехи получать сладкие бонусы.
  • Шоколадки «Алёнка» — очень широко распространённые мелкие презенты от российских туристов горничным и прочей обслуге в отелях Турции, Египта, Туниса, Вьетнама, Таиланда, Китая и т.д., а также частое приобретение в России возвращающихся домой иностранных туристов.

И напоследок фокус, вернее оптическая иллюзия.


Более подробно (вроде бы) с шоколадкой можно познакомиться на её официальном сайте

Комментариев нет :

Отправить комментарий