вторник, 6 июня 2017 г.

6 июня. День русского языка


День русского языка — российский и международный государственный праздник, посвящённый русскому языку. Отмечается 6 июня, в день рождения А. С. Пушкина: в Российской Федерации праздник учреждён в 2011 году; в ООН учреждён в 2010 году.

Идею учреждения Дня русского языка впервые высказал автор русской игры слов Иван Клименко на страницах «Парламентской газеты» 26 декабря 2007 года. В своей статье автор, подводя итоги Года русского языка, отмечает: «…опыт именного Года свидетельствует о том, что для непременного развития языка в каждом грядущем календарном году обязательно должен ещё быть и один именной День. День русского языка. Всемирный праздник для всего Русского мира». Но ни законодательная, ни исполнительная власти России на предложение не отреагировали.


Ещё раньше, в 1996 году, День защиты русского языка 6 июня, в День рождения А. С. Пушкина, начала праздновать Русская община Крыма. Начиная с 2007 года в Крыму по их инициативе 6 июня стал проводиться Международный фестиваль русской, славянской культуры «ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО». Именно в этот день участников фестиваля на протяжении многих лет поздравляет Президент Российской Федерации.

В 2010 году эту идею поддержала ООН, учредив и отпраздновав 6 июня, в день рождения Александра Пушкина, День русского языка в рамках программы поддержки и развития многоязычия и культурного многообразия. Одна из целей этой программы — поддержание равноправия всех шести официальных языков ООН: английского, арабского, испанского, китайского, русского и французского.

А через год, 6 июня 2011 года, соответствующий указ был подписан и президентом Российской Федерации: «Установить День русского языка и отмечать его ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А. С. Пушкина».


Примерно в 863 г. два брата Мефодий и Кирилл Философ (Константин) из Салоников (Солуни), по приказу Михаила III, византийского императора, сделали для славянского языка упорядочение письменности. Возникновение кириллицы, происходящей от греческого уставного (торжественного) письма, увязывают с деятельностью, которую осуществляла болгарская школа книжников (после Мефодия и Кирилла).

После 860 г., когда в Болгарии святым царем Борисом было принято христианство, Болгария превращается в центр, откуда начала распространяться славянская письменность. Здесь была создана Преславская книжная школа — 1-ая книжная школа славян, где переписывали оригиналы кирилло-мефодиевских богослужебных книг (церковные службы, Псалтирь, Евангелие, Апостол), выполняли новые переводы на славянский язык с греческого, появились, написанные на старославянском языке оригинальные творения (напр., «О письменехъ Чрьноризца Храбра»).


Позднее старославянский язык проник в Сербию, а к концу X в. в Киевской Руси стал церковным языком. Будучи на Руси языком церкви, старославянский язык претерпел влияние языка древнерусского. Это, по-сути, был язык старославянский, но только в русской редакции, поскольку содержал в себе живые элементы речи восточных славян.

Таким образом, прародительницей русского алфавита является древнерусская кириллица, заимствованная у кириллицы болгарской и распространившаяся после крещения Киевской Руси (988 г.). Тогда, скорее всего, в алфавите имелось 43 буквы.

И тут создатели алфавита слегка подшутили. А может, не подшутили, а зашифровали для нас послание. Попробуйте прочитать цельно, как текст, древние названия кириллических букв: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти».

Перевод текста на современный язык впечатляет: «Я знаю буквы. Письмо — это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!»


Позднее были добавлены 4 новых буквы, а в разное время за ненадобностью были исключены 14 старых, поскольку пропали соответствующие звуки. Раньше всех исчезают йотированные юсы (Ѭ, Ѩ), затем юс большой (Ѫ) (который в XV веке возвращался, но снова исчез в начале XVII в.), и Е йотированное (Ѥ); прочие буквы, иногда чуть изменяя свою форму и значение, остались до сегодняшнего времени в азбуке церковнославянского языка, которую долго и ошибочно отождествляли с азбукой русской.

Реформами орфографии 2-ой половины XVII в. (связанными с «исправлением книг» во времена патриарха Никона) зафиксирован такой буквенный набор: А, Б, В, Г, Д, Е (с отличным орфографически вариантом Є, который порой считали отдельной буквой и ставили в азбуке после Ѣ, т. е. в позицию сегодняшнего Э), Ж, Ѕ, З, И (для звука [j] имелся отличающийся в орфографии вариант Й, который не считали отдельной буквой), І, К, Л, М, Н, О (в 2-х формах, отличавшихся орфографически: «широком» и «узком»), П, Р, С, Т, У (в 2-х формах, отличавшихся орфографически: Ѹ и ), Ф, Х, Ѡ (в 2-х формах, отличавшихся орфографически: «широком» и «узком», а ещё в составе лигатуры, которую обычно считали отдельной буквой — «от» (Ѿ)), Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ѣ, Ю, Я (в 2-х формах: Ѧ и IA, которые порой считали разными буквами, а порой — нет), Ѯ, Ѱ, Ѳ, ѳ. В состав азбуки иногда также вводили большой юс (Ѫ) и букву, называемую «ик» (по форме аналогичную нынешней букве «у»), хотя никакого звукового значения они не имели и не употреблялись ни в каких словах.


В подобном виде русская азбука существовала до 1708—1711гг., т.е. до реформ царя Петра I (церковнославянская остается такой и сейчас). По словам Михаила Ломоносова, волею Петра Великого буквы, следом за боярами и боярынями, «сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». Тогда были упразднены надстрочные знаки (это «упразднило» букву Й) и убраны множество дублетных букв, применявшихся для записи разных чисел (с введением арабских цифр это стало неактуальным). Петр Первый первым «почистил» кириллицу и выбросил оттуда буквы «пси», «кси» и «омегу». Хотел было удалить еще ижицу и ферт, но они зачем-то были нужны священнослужителями, и под угрозами кары небесной Петр отступил. Затем ряд упразднённых букв возвращали и вновь отменяли. Царь-реформатор не только очистил алфавит «мещающего», но и добавил в него «недостающее». Буквы «э» и «я» обогатили азбуку именно благодаря тому, что Пётр их узаконил. Различное написание строчных и прописных букв также было введено Петром.

К 1917 г. в алфавите официально было 35 букв (фактически — 37): А, Б, В, Г, Д, Е, (Ё не считалась отдельной буквой), Ж, З, И, (Й не считалась отдельной буквой), І, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ѣ, Э, Ю, Я, Ѳ, ѳ. (Формально последняя буква в русском алфавите числилась, но фактически почти не применялась, встречаясь лишь в нескольких словах). Ижица и ферт продержались в алфавите все равно недолго, ее писали все реже и реже, а в 1918 году и вовсе перестали в связи с массовым изгнанием религиозных текстов из массового чтения. Считается, что ее отменили большевики вместе с ятем и фитой, но в знаменитой реформе 1918 года об ижице уже и реформаторы забыли, так она и умерла сама собой. До 1917 года школьники, учившиеся грамоте, терпели от «ера» (Ъ) страшные несчастья: в фразе «Тогда о твердомъ знаке съ гневомъ и негодованiемъ писали..» пришлось бы поставить 4 «ера». В издании «Война и мир» 1897 года на каждую страницу приходится 54--55 твердых знаков. Это 70 с лишним бесполезных страниц! Если посчитать все книги, получится, что в царской России ежегодно печаталось около восьми с половиной миллионов страниц, сверху донизу покрытых только твердыми знаками.


Результатом последней крупной реформы письменности 1917—1918 гг., стало появление нынешнего русского алфавита из 33 букв. Он стал также письменным базисом для большинства языков народов СССР, у которых до ХХ в. письменности не было или её в годы советской власти заменили на кириллицу.

Русский алфавит относится к кириллическим алфавитам и на сегодняшний день включает 33 буквы. 21 буква служит для обозначения согласных звуков: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Гласные звуки обозначают следующие 10 букв: а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е. 2 буквы русского алфавита не обозначают звуков: ъ, ь. Такой вид русский алфавит принял в 1918 году после реформы письменности. Но в то время он включал 31 букву, так как Ё и Й считались вариантами Е и И. Только в 1942 году русский алфавит стал официально состоять из 33 букв.


Первая буква в церковно-славянской азбуке называлась «Азъ», это же слово обозначало местоимение «Я». Однако ее коренным смыслом является слово «изначально», «начинать» или «начало», хотя в быту славяне чаще всего употребляли Азъ в контексте местоимения. Тем не менее в некоторых старославянских письменах можно найти Азъ, который обозначал «один», например, «поеду азъ к Владимиру». Или же «начинать с азов» обозначало «начинать с начала». Таким образом, славяне обозначали с началом азбуки весь философский смысл бытия, где без начала нет конца, без тьмы нет света, а без добра нет и зла. При этом главный акцент в этом ставится на двойственности устроения мира. Собственно и сама азбука построена на принципе двойственности, где она условно разделена на две части: высшая и низшая, положительная и отрицательная, часть, расположенная в начале и часть, которая находится в конце. Кроме того не стоит забывать о том, что Азъ имеет числовое значение, которое выражается цифрой 1. У древних славян цифра 1 была началом всего прекрасного. Сегодня, изучая славянскую нумерологию, можно сказать, что славяне, как и другие народы, разделяли все числа на чет и нечет. При этом нечётные числа были воплощением всего положительного, доброго и светлого. В свою очередь чётные числа представляли тьму и зло. При этом единица считалась началом всех начал и очень почиталась славянскими племенами. С точки рения эротической нумерологии считается, что 1 представляет собой фаллический символ, с которого начинается продолжение рода. У этого числа есть несколько синонимов: 1 – это единица, 1 – это один, 1 – раз. Буква образована от древнегреческой «альфа» (Α, α), которая, в свою очередь, произошла от финикийской «алеф». Принято считать, что «алеф» через протосинайский алфавит  восходит к египетскому иероглифу, представлявшему голову вола или быка. В финикийском языке, как и в родственных ему (древнееврейском, сирийском и др.), «алеф» обозна­чал не гласный [а], а гортанную смычку: глухой взрывной согласный звук, полу­чаемый размыканием сомкнутых голосовых связок резким напором воздуха. Этот звук мы воспроизводим, например, в разговорном отрицании «не-а». Многие специалисты по символике считают, что все остальные буквы являются производной от звука «А». В христианской теологии литера «А», как в кириллице, так и латинице, соотносится с пятью ранами Христа.


До упразднения буквенных названий Б в шутку называли самой «угрюмой» буквой кириллицы: очень уж слово «буки» — на самом деле означавшее «буквы» — напоминало множественное число от слова «бука». Как и В, буква Б восходит к греческой «бета» (Β, β), а та — к финикийской «бет», которую, в свою очередь, возводят к египетскому иероглифу, обозна­чавшему дом. «Бета» имела больше региональных форм написания, чем иные буквы греческого алфавита, причем форм весьма несхожих. Кроме стандарт­ной, В-образной, были такие (на кириллическую «б» похожа, например, тирская форма). Есть сведения, что первоначально буква Б, изобретённая создателями Кириллицы специально для различения смешанного звука, передаваемого греческой буквой β, как некоего среднего между |Б| и |В|, имела значение «Бог».Это отразилось на болгарском названии этой буквы: «Боукы», трансформировавшееся в русское «Буки», т.е. «Буквы», обозначавшие передаваемые ими звуки в словах. Отсутствие буквы Б в греческом алфавите объясняется отсутствием и числового значения этой буквы. Буки – значит «быть», «будет» чаще всего использовалась при оборотах в будущей форме. Например, «боуди» обозначает «пусть будет», а «боудоущий», как вы, наверное, уже догадались, обозначает «будущий, предстоящий». В этом слове наши предки выражали будущее как неизбежность, которая могла быть, как хорошей и радужной, так мрачной и ужасной. До сих пор доподлинно неизвестно, почему Букам Константин (прим. - он же Кирилл Мефодий) не дал числового значения, однако многие ученые предполагают, что это связано с двойственностью этой буквы. Ведь по большому счету она обозначает будущее, которое каждый человек представляет для себя в радужном свете, но с другой стороны это слово также обозначает неизбежность наказания за совершенные низкие поступки.

Знак безконечного Единения "Космоса и Тверди"
Вѣди – интереснейшая буква старославянского алфавита, которая имеет числовое значение 2. У этой буквы есть несколько значений: ведать, знать и владеть. Когда Константин вкладывал в Веди этот смысл, он подразумевал сокровенное знание, знание – как высший божественный дар. Если вы сложите Азъ, Буки и Веди в одну фразу, то получите фразу, которая обозначает «Я буду знать!». Таким образом, Константин показывал, что человек, открывший созданную им азбуку, впоследствии будет обладать каким-то знанием. Не менее важна и числовая нагрузка этой буквы. Ведь 2 – двойка, два, пара были не просто числами у славян, они принимали активное участие в магических ритуалах и вообще были символами двойственности всего земного и небесного. Число 2 у славян обозначало единение неба и земли, двойственность человеческой натуры, добро и зло и т.д. Одним словом двойка была символом противоборства двух сторон, небесного и земного равновесия. Причем стоит отметить, что славяне считали двойку дьявольским числом и приписывали ему массу негативных свойств, считая, что именно двойка открывает числовой ряд отрицательных чисел, которые несут человеку смерть. Именно поэтому рождение близнецов в старославянских семьях считалось плохим знаком, которые несли роду болезни и несчастья. Кроме того у славян дурным знаком считалось вдвоем качать колыбель, двум людям утираться одним полотенцем и вообще совершать вдвоем какое-либо действие. Несмотря на такое отрицательное отношение к числу 2, славяне признавали его магическую силу. Так, например, многие ритуалы изгнания нечистой силы проводились с помощью двух одинаковых предметов или при участии близнецов. Так же как и Б, она образована от греческой «бета» (В, β) — но от основного варианта ее написания. Интересно, что в языках, пользующихся латиницей, буква B читается как [б] — так же, как и в древнегре­ческом. Расхождение с кириллицей объясняется тем, что в визан­тийский период, когда создавалась славянская азбука, греческое произношение изменилось, и «бета» стала чаще читаться как [в] — и даже называться «вита» (отсюда, например, происходит слово «алфавит»).

Буква закона
«Глаголь» значит «говори». Синонимами буквы-слова Глаголь являются: глаголить, говорить, разговор, речь (вспомните пушкинское «Глаголом жги сердца людей»), а в некоторых контекстах слово глаголить использовалось в значении «писать». Второе значение «глагол» (как части речи) обозначать действие. Если объединить оба значения буквы «Г» или «глаголь», получится известное выражение «слово и дело». Произнести на Московии фразу «Слово и дело государево» означало сообщить о злом умысле против государя или государства. В старину на России глаголем также называли виселицу за ее сходство с буквой Г: «Кругом пустыня, дичь и голь… / А в сто­роне торчит глаголь, / И на глаголе том два тела / Висят…», — писал Пушкин. Кириллическая Г произошла от греческой «гаммы» (Γ, γ). Та, в свою очередь, происходит от финикийской «гимел», также обозна­чавшей звук [г] («гимел» переводится как «верблюд», от него происходит английское «camel»). Числовое значение глаголя было числом 3 – три. Тройка или триада, как её часто называли наши предки, считалась божественным числом.
  • Во-первых, тройка – это символ духовности и единения души со Святой Троицей.
  • Во-вторых, тройка/триада была выражением единения неба, земли и подземного царства. 
  • В-третьих, триада символизирует завершение логической последовательности: начало – середина – конец.
  • И наконец, триада символизирует собой прошлое, настоящее и будущее.
Буква "Добро". Тверское медное пуло, 15 век.
Добро – пятая буква в славянском алфавите, которая является символом чистоты и добра. Истинное значение этого слова «добро, добродетель». При этом в букву Добро Константин вкладывал не только чисто человеческие черты характера, но и добродетель, которой должны придерживаться все люди, любящие Отца небесного. Начертание буквы Д произошло от византийской уставной формы гре­ческой буквы «дельта» (Δ, δ). «Дельта» происходит от финикийской буквы «далет», название которой означало «дверь» или «вход в палатку». Предок «далет» — египетский иероглиф, имевший то же значение. Числовое значение буквы Добро обозначается цифрой 4, т.е. четверкой. Что же вкладывали славяне в это число? Прежде всего, четверка символизировала четыре стихии: огонь, вода, земля и воздух, четыре конца священного креста, четыре стороны света и четыре угла в комнате. Таким образом, четверка была символом устойчивости и даже незыблемости. Притом, что это четное число, славяне не относились к нему с негативом, ведь именно оно в совокупности с тройкой давало божественное число 7. От названия буквы возникло выражение «дать добро»: соответствующий букве Д морской сигнальный флаг (желтый прямоугольник) имел зна­чение «дать разрешение», «позволить».

В стилизации буквы Есть очень ощутима символика поглощения, видимо, потому, что она ассоциируется у художника с глаголом "есть". Но это не просто еда, это жажда мудрости, жадное поглощение ее. Это еда жизни, это жажда знания.
Одним из самых многогранных слов старославянской азбуки является Есть. Это слово обозначается такими словами, как «есть», «достаток», «присутствие», «присушность», «существо», «естество», «природа» и другие синонимы, которые выражают значение этих слов. Наверняка, услышав эту букву-слово, многие из нас сразу вспомнят фразу из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», которая уже стала крылатой: «Азъ есть царь!». На таком наглядном примере легко понять, что человек, сказавший эту фразу, позиционирует себя как царь, то есть царь – это его настоящая сущность. Е произошла от греческой «эпсилон» (Ε, ε), начертание которой восходит к финикийской букве «хе», имевшей разные зна­чения: «окно», «выдох», «молитва». «Хе» обозначала согласный звук [х]: гласные звуки в финикийском не записывались. Как и многие другие буквы финикийского, при переходе в классический древнегреческий Е зеркально отра­зилась по горизонтали: это связано с изменением направления письма (фини­кийцы писали справа налево). В церковнославянской азбуке Е именовалась «есть» и имела округлое написание — Є (графически образ буквы изображен двумя буквами С вложенными одна в другую, причём меньшая находится в области низкоэнергетических миров, т.е. в Мире Яви, поэтому ЕСТЬ определяет бытейность), унаследованное из уставного написания  «эпсилона». Вид, тождественный латинской E, она приняла в 1707–1711 годах, когда был введен гражданский шрифт. Числовая загадка буквы Есть скрывается в пятерке. Пятерка относится к наиболее противоречивым числам славянской нумерологии. Ведь она является и положительным и отрицательным числом, как, наверное, цифра, которая складывается из «божественной» триады и «сатанинской» двойки. Если говорить о положительных сторонах пятерки, которая является численным значением буквы Есть, то, в первую очередь, необходимо отметить, что это число несет в себе большой религиозный потенциал: в Священном Писании пятерка является символом благодати и милости. Масло для священного помазания состояло из 5 частей, в которые входили 5 ингредиентов, а при осуществлении обряда «окуривания» также используется 5 различных ингредиентов, таких как: ладан, стакт, оних, ливан и халван. Другие философы-мыслители утверждают, что пятерка – это отождествление с пятью органами чувств человека: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Есть в пятерке и негативные качества, которые были найдены некоторыми исследователями старославянской культуры. По их мнению, у древних славян пятерка была символом – риска и войны. Ярким свидетельством этому служит проведение битв славянами преимущественно по пятницам. Пятница у славян была символом числа пять. Однако и здесь существуют некоторые противоречия, так как другие исследователи-нумерологи считают, что славяне предпочитали проводить битвы и сражения по пятницам исключительно потому, что считали пятерку счастливым числом и благодаря этому надеялись выиграть сражение.

памятник в Ульяновске
Буква Ё была введена в алфавит Екатериной Романовной Дашковой, сподвиж­ницей Екатерины II и директором Санкт-Петербургской академии наук. Это произошло на заседании академии 29 ноября 1783 года. Княгиня Дашкова предложила заменить новой буквой сочетание іо в таких словах, как іолка, іож, матіорый и т. п. Первое печатное издание, в котором встречается буква Ё, — книга Ивана Дмитриева «И мои безделки» (1795), хотя до недавнего времени изобретателем буквы считали Карамзина.

Согласно одной из версий, Ж образована от хризмы —
монограммы Иисуса Христа.
Происхождение буквы Ж туманно, в греческом алфавите у нее аналогов нет. Согласно одной версии, кириллическая буква образована от глаголической Ж (), а та заимствована из коптской («джанджа», ) или семитской («шин», שִׂ, которая произошла от финикийской буквы син ()) письменности. Существуют и другие версии, например возводя­щие начертание Ж к разным лигатурам (сращениям) греческих букв. Происходит от греческой буквы «дзета» (Ζ, ζ ), а та — от финикийской «заин» (звук [з], значение — «оружие»). Возможно, финикийская буква через прото­синайский алфавит  восходит к египетскому иероглифу, который изображал стрелу. "Живете" – буква-слово, которое обозначается сегодня, как буква Ж. Смысл значения этой букв достаточно прост и понятен и выражается такими словами, как «живой», «жизнь» и «живущий». В эту букву мудрый Константин вкладывал всем понятное слово, которое обозначало существование всего живого на планете, а также сотворение новой жизни. Во многих своих трудах Константин показывал, что жизнь – это великий дар, которым обладает человек, и этот дар должен быть направлен на совершение добрых поступков. Если вы объедините смысл буквы Живете со смыслом предыдущих букв, то у вас получится доносимая Константином до потомков фраза: «Я буду знать и говорить, что добро присуще всему живому…» Числовой характеристикой буква Живете не наделена, и это остается еще одной загадкой, которую оставил после себя великий ученый, философ, оратор и лингвист Константин.

буква ЗЮ
В кириллице изначально существовали две буквы: девятая буква старославянской азбуки З («земля») и S («зело»), которые еще в старославянском языке слились в произношении. Петр I, считавший, что две буквы для одного звука не нужны, удалил из алфавита З, оставив S. Однако в 1710 году, во втором варианте гражданского шрифта, З была восстановлена. В 1735 году Академия наук вернулась к этой проблеме: на этот раз была отменена S — и уже окончательно. Интересно, что на дисках советских телефонов цифры дублировались буквами: АБВГДЕЖИКЛ — отсутствовали не только Ё и Й (что неудивительно), но и З. Исключали ее, чтобы избежать путаницы с цифрой 3. Вообще, иностранцы, изучающие русский язык, порой жалуются, что в кириллице много «букв-цифр»: З, б, Ч.


Буква И символизирует чаще всего связь разъединенного. Замечательно изображение женской фигуры, удаляющейся от столба. По всей видимости, это символ мудрости, как бы удаляющейся от жизни, но привязанной к ней. На столбе жизни справа и слева - фигуры лебедя, устремляющегося вниз, и фигура животного, напоминающего льва, устремленная вверх навстречу лебедю, как бы желая его поглотить. Кириллическая И произошла от греческой уставной буквы «эта» (Η, η), которую в период создания кириллицы читали как [и]. А «эта» — от буквы финикийского алфавита «хет», которая, в свою очередь, предположительно, восходит к египетскому иероглифу, обозначавшему «внутренний двор». Изначально И выглядела как H, а кириллическая Н — как N латинская. Поворот перекладины N → Н происходил одновременно с превращением H → И и завершился к XIV веку. В церковнославянской азбуке буква называлась «иже», что означало «которые» или «который». Ранее в русском языке было три буквы для обозначения звука [и]: «ижица» (Ѵ, ѵ), «иже» (так называемое «и восьмеричное», которым мы пользуемся сегодня), а также «и десятеричное», выглядящее как латинское i. Для срав­нения: мѵро (миро), миръ (антоним войны) и міръ (весь свет, общество, космос). Несмотря на то что с момента исключения «и десятеричного», прошло уже почти сто лет, мы всё еще «расставляем точки над i», когда хотим сказать что-то с полной определенностью.


Знак Й возник в церковнославянском письме XV–XVI веков. Это сочетание буквы И со знаком краткости, взятым из греческой письменности. С введением в 1707–1711 годах гражданского шрифта применение всех надстрочных знаков отменили, и специального символа Й не стало. Его восстановили в 1735 году, но самостоятельной буквой при этом не считали. Полные права буква Й получила лишь во время реформы 1917–1918 годов. Изначально буква называлась «„и“ с краткой»: «кратка» — русское название чашеобразного диакритического знака. Сегодня Й считается согласной (так же как и звук [j], который она передает), а раньше считалась гласной. Поэтому до реформы 1918 года в конце слов, заканчивающихся на Й, не ставился «ер» (Ъ) — в отличие от слов, заканчивавшихся на согласную (банкъ, указъ).


Старославянское слово «Како» означает «как» (т.е. «подобно»). Буква произошла от гре­ческой «каппа» (Κ, κ), которая, в свою очередь, восходит к финикийской «кап» («ла­донь»), а та — к египетскому иероглифу. В большинстве шрифтов сохра­няются тонкие различия в написании русской и латинской заглавных К: у латинской все три основные линии прямые, в то время как у русской правая часть в той или иной степени криволинейная и фигурная. В этом слове Константин пытался выразить схожесть человека с Богом. Ведь Бог создал человека по образу и подобию своему. В почерках средних веков строчную к часто изображали неотличимой от пары сс (это, вероятно, во избежание путаницы, привело к орфографическому правилу, которое действовало до 1917—1918 гг.: приставки воз-, раз-, из- перед с не заменять на вос-, рас-, ис-, что шло в разрез с произношением и древним написанием). СС-образное написание буквы к можно встретить и в печатных книгах, это ярко иллюстрирует шрифт, который в 1588 г. применили для набора «Литовского статута». Буквосочетание ск выглядело как тройное сочетание ссс, а для передачи кс использовалась буква кси (Ѯ). Числовая характеристика этой буквы - 20.


Л произошла от греческой буквы «лямбда» (Λ, λ), а та — от финикийской «ламед» (она означала «стрекало» — палку погонщика быков). С древних времен до сегодняшних дней форма буквы Л перемен особых не претерпевала, разве что необходимо упомянуть её переход от Λ-образного написания к П-образному с верхушкой современному, который произошел в 1840-х годах благодаря шрифтам санкт-петербургской словолитни «Ревильон и Ко». Поскольку продукция словолитни поставлялась в большинство крупных типографий, новый облик печатной Л в следующие десятилетия повсеместно укоренился. Хотя в некоторых шрифтах сохраняется первоначальный, лямбда-подобный, вид буквы. На рисунке сверху слева изображен пятнистый зверь, пойманный охотником, ловчим, за задние лапы и поражаемый кинжалом, он похож на кабана, который олицетворял собою в символике средневековья греховные низменные помыслы человека. Охотник, поражающий кабана, - это человек, убивающий в себе греховные, низменные помыслы. Истинное значение буквы Люди применялось для обозначения людей любого сословия, пола и рода. От этой буквы пошли такие выражения, как род людской, жить по-людски. Но, пожалуй, самой знаменитой фразой, которая используется нами и сегодня, является «выйти в люди», что обозначало выйти на площадь для собраний и гуляний. Таким образом, наши предки целую неделю работали, а в воскресенье, которое было единственным выходным днем, наряжались и выходили на площадь, чтобы «на других посмотреть и себя показать». Букве-слову Люди соответствует число 30.

Людина = Человек
М происходит от греческой буквы «мю» (Μ, μ). «Мю», в свою очередь, восходит к финикийской «мем», озна­чавшей «вода», а та — к египетскому иероглифу с тем же значением. Это первоначальное иероглифи­ческое значение и отра­жает волнистая форма буквы. В графике буквы, соединились две «направленности»: Л+Л=М. И как результат этой взаимосвязи, образ буквицы МЪІСЛEТѢ: мысль, мыслить, думать, обращаться (за поддержкой). Но мысль это не просто что-то само по себе, нечто автономное, а определенная последовательность движения, обработки информации, последовательность в каких-то делах (вспомните: я мыслю, следовательно, я существую). Поэтому образность буквы М охватывает проявление всего, т.к. человек способен думать (мыслить) обо всем на свете, т.е. обладает космическим мышлением. Ведь не зря слово МIРЪ начинается именно с этой буквицы, т.к. образ ее: мысль, движение, последовательная форма, которая отображается и порождает другие формы отображения. Иначе говоря, одно порождает другое, из одного вытекает следующее, и т.о., проходя из мира в мир посредством чего или кого-либо, осуществляется последовательное проявление, передача той первоначальной формы. Когда вы будите мыслить, осмысливать, вы будите подыматься всё выше и выше по ступенькам развития. Наш язык – древний язык, родная мовь – вся образная. Современные западные языки передают смысл вширь, а наши – вглубь. Глубинное есть то, что сокрыто от постороннего глаза. Поэтому она глубинная, она образная и образы соединяясь, порождают новые образы. Человек мыслящий, говорящий нашими языками постоянно развивается, а не просто передаёт информацию. Ведь прежде чем делать какую-либо последовательность преобразования чего-либо, перехода из одного качества в другое качество, нужно помыслить (подумать), чтобы данный процесс (мышления) не привел к непредсказуемым результатам, о которых поначалу не думали и не подозревали (давнее выражение: «О, эти мысли тебя до добра не доведут!»). Но всегда есть точка начала и само движение (процесс), при этом, как уже было говорено, форма будет изменяться. Мъіслeтѣ (мыслите) – это значит преобразование, изменение, улучшение. Для славян слово «мыслить» обозначало не просто сидеть и размышлять о вечности, в это слово вкладывалось духовное общение с Богом. Мыслете – это буква, которой соответствует число 40 – сорок. В славянском мышлении число 40 имело особое значение, ведь говоря «очень много» славяне имели в виду 40. Видимо, в древности это было наивысшим числом. Например, вспомните фразу «сорок сороков». Она говорит о том, что число 40 славяне представляли, как мы сегодня, например, число 100. Если же обратиться к Священным письменам, тогда стоит отметить, что славяне считали 40 еще одним божественным числом, которое обозначает определенный период времени, который проходит человеческая душа с момента искушения до момента наказания. Отсюда традиция на 40 день после смерти поминать усопшего.


Н произошла от прописной уставной греческой буквы «ню» (Ν, ν), та — от финикийской «нун» («рыба», «угорь», «змея»), а «нун» — от соответствую­щего еги­пет­ского иероглифа. Изначально Н выглядела как латинская N, а И — как H. Поворот перекладины N → Н происходил одновременно с превращением H → И и завершился к XIV веку. В старо- и церковнославянской азбуках называется «нашь» (ст.-сл.) или «на́шъ» (ц.-сл.), что говорит само за себя. Константин Философ вкладывал в неё два значения «наш» и «брат». То есть это слово выражает родство или близость по духу. Синонимами истинного смысла буквы были такие слова, как «свой», «родной», «близкий» и «принадлежащий нашему роду». Таким образом, древние славяне разделяли всех людей на две касты: «свои» и «чужие». Буква-слово Наш имеет свое числовое значение, которое, как вы наверное, уже догадались, равно 50 (т.е. пополам или половина).


О — самая частотная буква русского языка. Она происходит от греческой буквы «омикрон» (Ο, ο), а та — от финикийской «айин» («глаз»), которая восходит к изображающему глаз египетскому иероглифу. Буква О уникальна тем, что ничуть не изменилась с финикийских времен (примерно 3300 лет назад) и в таком виде вошла в большинство современных алфавитов. Греческое название «омикрон» означает «„о“ малое» — в проти­воположность букве «омега» (Ω, ω, «„о“ большое»). Старославянское название «он» означало как «он», так и «тот». Автор изобразил букву Он в виде царственного петуха, расправившего свои красно-золотые крылья. Петух же символизирует собою солнце. Таким образом, начертание буквы становится начертанием солнца. Солнце символизирует собою свет, свет знания и мудрости. Белый цвет - знак чистоты, цвет зеленый - земное цветение, земные блага, исходящие от небесного солнца. Изображение небесного символа солнца как петуха облагорожено раннехристианской символикой Киевской Руси. Солнце - это не только светило, это источник знания, источник мудрости, источник чистоты, источник счастья. Число, которое соответствует этому слову – 70.


П произошла от греческой буквы «пи» (Π, π), а та — от финикийской «пе» (со значе­нием «рот»). С буквы П начинается наибольшее количество русских слов: из четырех томов словаря Даля словам на П отведен один. «Покой» значит не только «покой, отдых, спокойствие, мир», но и «кончина». В клас­сической русской литературе можно встретить выражение «ставить покоем» (например, столы), то есть в виде буквы П. О ней Даль пишет, что это любимая согласная русских, особенно в начале слова. Она занимает собою четверть всего словаря. Само слово "покой" полностью гармонирует с тем, что изображено: покой и уравновешенность. В центре - трилистник познания, этот трилистник держат двое, синий цвет в глубине трилистника говорит о том, что имеется в виду знание небесное. Справа и слева - произрастающие из него лилии чистоты. Цветок как бы парит в невесомости. У подножия - два укрощенных насыщенных зверя. Они вкушают пищу из рук хозяев. Полнота знания, насыщение знанием дают душевный покой. Число, соответствующее букве Покой - 80.


«Рцы» означает «скажи, говори». Произошла от греческой буквы «ро» (Ρ, ρ), которая образована от финикийской «реш» (со значением «голова»). Та, в свою очередь, возникла от прасемитской пиктограммы, обозначающей голову, хотя, как было отмечено ещё И. В. Ягичем, «объясненіе этой буквы довольно затруднительно, несмотря на кажущуюся простоту рисунка». Кириллическая Р — омоглиф  латинской Р. Если наша Р произошла от сход­ной по написанию и значению «ро», то латинская Р образо­валась из «пи» (Π): в западных вариантах древнегреческого алфавита, которые первыми проникли в Италию, ее обычно писали с коротким правым штамбом — то есть она была больше похожа на гамму (Γ) с длинной засечкой справа. Р в старославянском языке могло употребляться и в качестве твердого, и мягкого звука. Специальной буквы для обозначения мягкого Р не было. В ряде случаев Р было слогообразующим: врьхъ, тръгъ. Истинный смысл Рцы заключается в таких словах, как «изречешь», «скажешь», «выскажешь» и других словах, близкими по смыслу. Например, выражение «рцы же премудрости» обозначает «изрекай мудрые слова». Любая информация в физическом процессе является передачей структурированной энергии, а так как эта энергия является частью ВѢДИ и исходит из Мира Прави, то Р отражает энергоинформационный импульс, который меняет энергетическое состояние вокруг объекта в Мире Яви. РѢЦИ есть энергия Праматерии, несущая РАзУМную информацию. Это слово часто использовалось в старинных письменах, однако сегодня его смысл утратил свою значимость для современного человека. Числовым значением Рцы является 100.


«Слово» могло значить «речь, слово, дар речи, весть, молва, известие, изре­чение, проповедь, заповедь, Писание». Сама буква происходит от греческой «сигма» в ее византийской вариации sigma lunata (Ϲ, ϲ, «месяцеобразная сигма»). А «сигма» восходит к финикийской букве «шин» со значением «зуб» — ее соотносят с египетским иероглифом «зуб». Несмотря на идентичность написания, у кириллической С и латинской C разные предки. Латинская С, как и латинская G, происходит от греческой буквы «гамма» (Γ), повернутой вершиной угла влево. В славянской азбуке Слово имеет множество синонимов: сказание, речь, проповедь. Все эти синонимы часто использовались при составлении как официальных писем, так и написании ученых трактатов. В разговорной речи эта буква также нашла широкое применение. Числовым аналогом буквы Слово является 200.


Следующая буква азбуки сегодня известна нам как буква Т, однако древние славяне знали ее как букву-слово «Твердо», что значит «твердое, неприступное, крепкое, надежное, укрепленное, мужественное, неотступное, непоколебимое»». Именно от этой буквы пошло известное выражение «твердо стою на своем слове». Это обозначает, что человек четко понимает, что он говорит и утверждает правильность своих мыслей и слов. Подобная твердость – это удел или очень мудрых людей или полных глупцов. Тем не менее, буква Твердо указывала на то, что человек, говорящий что-то или совершающий поступки чувствует себя правым. Произошла буква от греческой буквы «тау» (Τ, τ), которая восходит к финикийской «тав» («крест», «метка», «знак»). Первоисточником буквы считается египетский иероглиф в виде крестика (как буква Х) со значением «пометка», «крест». Перейдя в финикийский алфавит, символ развернулся наподобие христианского креста, а в греческом написании утратил верхнюю часть. Впрочем, она вновь появилась в виде верхнего выносного элемента в латинском строчном написании t. В гражданском шрифте применяли заглавную букву в виде T греческого (или латинского), но строчная в точности повторяла m латинское. В этом виде шрифты использовали очень долго; в m-образной строчной букве с 1730-х появилась плоская верхняя часть (совпадая с опрокинутой буквой ш). Только в 1830-е годы строчную букву вернули к старому т-образному, более читабельному виду, наподобие уменьшенной прописной. Правда, в шрифтах рукописных и в типографских курсивах m-образная форма строчной буквы т сохраняется до сих пор. Если говорить о числовом самоутверждении буквы Твердо, то стоит сказать, что ей соответствует число 300.


В церковнославянской азбуке буква называлась «Укъ» или «Оукъ», что означало «наука, учение», а так же употреблялось в значении «указ», «скреплять», «законник», «указывать», «крепить» и т.д. Чаще всего эта буква использовалась для обозначения государственных указов, законов, принятых чиновниками и редко употреблялась в духовном контексте. Первоначально она представляла собой диграф (двубуквие) Ѹ — «он» плюс «ижица». В церковнославянских (полу)уставных шрифтах технически ук-диграф (Ѹ, ѹ) обычно является парой отдельных литер (из-за чего также называется «он-ик»): о («он») + у («ик»); в обеих славянских азбуках диграф ѹ считают отдельной буквой. К XVII веку диграф приобрел вид лигатуры (сращения) — а в ходе петровской реформы орфографии букву заменили на простое У, на которое она походила написанием. Сама ижица, давшая вторую часть диграфа, происходит от греческого «ипсилона», а тот — от финикийской буквы «вав» (со значением «крючок», отсюда и слово «крючкотворство», т.е. преднамеренное нагромождение формальностей, мелочей и использование их в корыстных целях). От той же «вав» происходят и латинские Y, V, U и F. Греческое «ипсилон» переводится как «„у“ простое» (в противоположность составным формам αυ, ευ, ου). Первоначально буква произносилась как русское [у], затем — примерно как немецкое Ü, а в византийский период — как [и], отсюда расхождение между кириллической ижицей и латинским V. Немецкое название «игрек» или испанское «игриега» означает всего-навсего «„и“ греческое» — оно возникло, потому что после нескольких столетий забвения буква была повторно введена в латинский алфавит (куда она поначалу попала как V) для передачи специфического звучания греческих слов.


Ферт. В русском языке очень мало слов с буквой Ф. После Ё и Ъ это третья наименее частотная буква алфавита. Несмотря на это, в некоторый момент в алфавите существовало аж две буквы для звука [ф]: «ферт» (Ф, ф) и «фита» (Ѳ, ѳ, изна­чально передавала межзубный согласный вроде английского th в словах, заимствованных из греческого, потом совпала в звучании с «фертом»). «Ферт» был исключен при пет­ровской реформе, однако затем (во второй версии гражданского шрифта 1710 года) Петр его помиловал. А вот «фита» пала жертвой реформы 1918 года. Смысл названия «ферт» непонятен. Этимологи и сейчас спорят, откуда оно взялось. Греческое "фюртэс" вроде бы не годится для названия буквы; оно значит "беспокойный человек", да и не слышно, чтобы Ф в Греции так именовали. Думают, "ферт" - просто выдумка, звукоподражание, наподобие звука "Ф-ррр", издаваемого лошадьми, понадобившееся потому, что славянских слов с буквой Ф вначале не нашлось. Сама же буква происходит от греческой «фи» (Φ, φ). Откуда этот графический знак появился в греческом алфавите, тоже точно неизвестно; наиболее достоверная гипотеза — заимствование финикийской буквы «коф», идентичной по написанию, но обозначавшей гортанный [q]. «Коф» также проникла в некоторые ранние древнегреческие алфавиты, как «коппа» (Ϙ, ϙ) — а оттуда через этрусков превратилась в латинскую Q. Обычно первоначальное значение идеограммы (иероглифа) утрачивается по мере его превращения в букву. Но бывает и наоборот: форма буквы порождает образное значение. Так, начертание буквы Ф породило оборот «ходить фертом», то есть буквально «ходить руки в боки, подбоченясь», а в переносном смысле — «быть самодовольным щеголем, держаться с показным ухарством и молодечеством». Появилось словосочетание "стоять фертом", а затем новое существительное "ферт" и даже уменьшительное "фертик", по Вл. Далю - франтик, щеголек. Мало-помалу существительное это стало уже неодобрительным, полубранным. У А. Чехова: "Тут к нам ездит один ферт со скрипкой, пиликает", у В. Вересаева: "Вхожу в приемную, вижу, какой-то ферт стоит в красных лампасах". Слово нацело потеряло связь с именем буквы, и случилось это невесть когда. Ведь еще у Пушкина: У стенки фертик молодой
Стоит картинкою журнальной...

А в его "Истории села Горюхина" есть место, где происхождение слова "ферт" из названия буквы видно чрезвычайно ясно: "Тогда * * * , растопыря ноги наподобие буквы хера и подбочась наподобие ферта, произнес следующую краткую выразительную речь". Кстати, эта необычная буква-слово, заканчивающая плеяду «высших» букв азбуки, обозначает не что иное, как славу, вершину, верх. Но обращено это понятие не к человеческой славе, которая обозначает известность какого-либо человека, а воздает славу вечности. Обратите внимание, что Ферт является логическим окончанием «высшей» части азбуки и представляет собой условный конец. Но этот конец дает нам пищу для размышления о том, что все-таки есть вечность, которую мы должны прославлять. Числовое значение Ферта - 500.


Хер. Х происходит от греческой буквы «хи» (Χ, χ). Исходно — скорее всего, из финикийской «кап», как и «каппа». В западных древнегреческих алфавитах X обозначала звук [кс], отсюда и различие с современной латинской буквой X. По одной из гипотез, старосла­вянское название «хер» — сокращенное слово «херувим» (или «родоначальник»), т.е. высший ангел, из тех, которые были ближе всего к Богу и окружали Престол Господен. Говорят сам Константин вкладывал в букву Херъ этот особый смысл. В греческом понимании буква Х обозначает Вселенную, и даже ее числовое значение 600 соответствует слову «космос». Славянские слова, произошедшие от буквы Херъ, имеют только положительное значение: херувим, хероизм, что обозначает героизм, херальдика (соответственно геральдика) и т.д. А вот почти непри­личный ныне глагол «похерить» имеет вполне невинное происхождение. Он происходит от формы буквы и означает «перечеркнуть крест-накрест». Зачеркните какой-нибудь кусок написанного вами текста. В девяти случаях из десяти вы перечеркнете его крест-накрест и вертикально. И получите косой крест, похожий на букву X. Уже сонные подьячие в допетровских приказах "херили" такими крестами испорченные места рукописей (у Лескова, напр.: "Владыка решение консисторское о назначении следствия хером перечеркнул"). Вот оттуда- то и пошло слово "похерить", порожденное именем старославянской буквы. Когда названия букв были еще в употреблении, появилось эвфемистическое значение слова «хер» — как первой буквы обсценного слова. Сегодня названия букв забыты, и бывший эвфемизм стилистически окрашивает похожий на него глагол. Кстати, Даль упоминает игру «в херики-оники» (т.е., крестики-нолики) — по названию букв Х и О — и словосочетание «ноги хером» (противоп. — «ноги колесом»).


Ц, ц (называется: цэ) — одна из букв, имеющаяся во всех кириллических славянских алфавитах (в болгарском - 23я, 24-ая - в русском, в белорусском - 25-ая, в украинском и сербском - 27-ая, в македонском - 28-я); употребляется также и в письменностях ряда народов не славянских. В церковно- и старославянской азбуках именуется «цы» (ц.-с.) или «ци» (с.-с.), смысл которых не совсем понятен. Его относят: к форме имен. пад. мн. ч. мужского рода «ции» — от «кыи» — относительного и вопросительного местоимения (который, какой); к древнерусскому союзу «ци» («или», «верно ли, что», «разве»), соответствующему украинскому современному «чи»; имеются и иные версии. Что означает название «цы» и означает ли вообще что-нибудь — неизвестно, да и про­исхождение самой буквы Ц с точностью установить не удается, так как подобной формы буквы входили в множество восточных алфавитов тех времён: в эфиопской письменности, в арамейском письме и произошедших от него, напр., в еврейском צ (на концах слов ץ), в коптском — ϥ— обычно Ц соотно­сят с семитской «саде»/«цаде» (צ, ץ). Самое интересное, что эта буква имеет двойственный смысл в старославянском алфавите. Положительное значение Цы можно выразить в словах церковь, царство, царь, цесарь, цикл и еще во множестве похожих по смыслу слов-синонимов этих значений. При этом буква Цы подразумевала как царство земное, так и царство небесное. В то же время его употребляли с негативным оттенком. Например, «цыць!» - заткнись, прекрати говорить; «цирюкать» - кричать, голосить и «цыба», что обозначало неустойчивого тонконогого человека и считалось оскорблением. Буква Ц в современном русском языке относится к числу однозначных — во всех положениях она обозначает один и тот же твердый звук (вне зави­симости от того, пишется после нее И или Ы). В неосуществленном, но широко обсуждавшемся проекте изменения орфографии 1964 года предлагалось даже во избежание путаницы после Ц везде писать И: циган, огурци и т. п. По одним источникам, произношение буквы Ц совпадает точно с аффрикатой [т̑с], т. е., слитным (без гласных и пауз между звуками) звукосочетанием [т] и [с]. В других источниках считается, что между аффрикатой [т̑с], которую обозначает буква «ц» (пацан), и сочетанием [т + с] (отсаживать) на слух имеется определенное отличие. В русском языке букву «ц» произносят твёрдо почти всегда перед звуками [а], [у], [о] и немного мягче перед [и] и [э]. Удвоенную букву "ц" (встречающуюся в заимствованниях) произносят одинарно, слегка дополнительно задерживаясь на [т], напр., в слове пицца верным будет произношение [пи́т̑ːса], а не [пи́т̑ст̑са]; аналогично произносят и сочетание «тц» (отца). В прочих славянских языках, к примеру в украинском или болгарском, Ц может произноситься и «мягко» и «твёрдо». Например, украинскому языку свойственно мягкое [ц`]: пацюк, перець, Цюрупа, птиця, хлопець, вулиця, криниця; данный звук считают одним из самых трудных в украинском языке при изучении его фонетики русскоязычными обучающимися.


Буква Червь (словом этим обозначались не только черви, но и моль) также имеет как положительные черты, так и отрицательные. От этой буквы пошли такие слова, как чернец, то есть монах; чело, чаша, чадо, человек и т.д. Весь негатив, который можно было выплеснуть с этой буквой, можно выразить такими словами, как червь – низменное, пресмыкающееся существо, черево – брюхо, черь – приплод и другие. Происхождение начертания буквы Ч (так же как и Ц) установить невозможно. Буквы подобной формы можно найти во множестве восточных алфавитов, и обычно Ч соотносят с семитской буквой «саде»/«цаде» (צ, ץ). Слово же «червь» («чрьвь») исторически обозначало не только червя, но и красный цвет, краску (такое значение сохранилось в словах «червленый», «червонец»). Обычно в кириллице по порядку считается 26-й (в ц.-с. азбуке) или 27-й (в с.-с.) и соответствует числу 90 (правда, сперва для обозначения числа применяли греческий символ «Ҁ, ҁ» (коппа); 28-я по счету в глаголице и обозначает число 1000. В орфографии русского языка выбор между чя/ча, чё/чо, чю/чу, чы/чи, чэ/че диктуется не произношением, а формализованными правилами и соображениями исторического и этимологического порядка. Обычно написание чу, ча, че, чи; противоположное им чю, чя, чэ, чы почти невозможно, хотя встречается в заимствованиях (Чэнду, Чюрлёнис, Чыонг) либо применяется по эстетическим соображениям: так, О. Н. Чумина (поэтесса, к. XIX — нач. XX вв.) печаталась под фамилией «Чюмина». Достаточно сложными правилами определяется выбор между чё и чо; в ряде случаев смена чё на чо изменяет смысл слов: печонка (маленькая печь) — печёнка (печень). В фамилиях распространено двоякое написание: -чов/-чёв, причём, с точки зрения современной действующей орфографии более верна форма с о, но она встречается реже. Формальными правилами также задается выбор между чь и ч (если только не имеется в виду разделительный мягкий знак: бычьё, ничья): с чь пишут преимущественно неопределённые формы (жечься, лечь, стричь) и формы повелительных наклонений глаголов (плачь, тычься, прячь,), а также существительные женского рода ед. числа — именит. и винит. падежи — (речь, дочь) и наречия, образованные от них (заполночь, вскачь).

"Ша" - Оружье для Победы над sидами.
«Низшая» часть азбуки начинается с буквы Ша. Истинный смысл этой буквы можно выразить такими словами как «шваль», «ничтожество» или «врун». Часто в предложениях они использовались для указания всей низменности человека, которого называли шабала, что обозначает врун и пустомеля. Еще одно слово, происходящее от буквы Ша, «шабендать», что значит суетиться по пустякам. А особенно гнусных людей называли словом «шаверень», то есть шваль или ничтожный человек. Буквы с подобным начертанием встречаются во многих алфавитах — в эфи­опской письменности, в арамейской и производных от нее, например в ев­рейской (ש), в коптской (ϣ). Вероятно, все они восходят к финикийской букве «шин» и ее аналогам в других раннесемитских алфавитах. Согласно одной из версий, финикийская буква происходит от египетского иероглифа «ша», обозначавшего затопленное поле. В церковнославянской азбуке буква также именуется «ша». Но что могло означать это слово — неизвестно. «Ша» — единственная буква, написание которой полностью совпадает в кириллице и глаголице. Печатная форма особых вариаций не имеет. В рукописной обычно смотрится как опрокинутое m, что иногда очень схоже с m-образной буквой т; для различения рукописное ш иногда подчёркивают, а m — надчёркивают. Произносится буква Ш как твёрдый шипящий глухой звук [ш] (парный со звонким [ж], обозначаемым при помощи буквы Ж). Поэтому в русской орфографии альтернативу между шу/шю, ша/шя, ши/шы, шо/шё, ше/шэ определяют не звучанием, а формальными правилами и соображениями исторического и этимологического порядка. 100 последних лет каждый раз при обсуждении идеи реформирования русского правописания, предлагается каким-либо образом упростить правила о том, когда и что необходимо писать после буквы Ш, только безуспешно: даже написания парашут, брошура постоянно отвергаются.

"Ща" - Три Силы, третья из которых используется
для Влияния на адовы структуры...
Очень похожей на Ша буквой является следующая буква Ща. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эту букву? А вот наши предки эту букву употребляли в случае, когда говорили о суете или пощаде, однако коренным синонимом к букве Ща можно подобрать лишь одно слово «нещадно». Например, простое старославянское словосочетание «предают без щадности». Его современный смысл можно выразить во фразе «беспощадно предают». Откуда взялось название буквы Щ, неизвестно — возможно, никакого другого значения у слова «ща» и не было. Графическая форма, скорее всего, произошла из вертикальной лигатуры (сращения) Ш над Т, поэтому в старом начертании хвост Щ обыкновенно продолжал ее среднюю мачту, а уже в гражданском шрифте сместился направо, как в букве Ц. Почти всеми исследователями происхождение буквы объясняется через какую-либо лигатуру, но различным образом: в основном, объясняют сочетанием Ш+Т (самое правдоподобное — вытекает из произношения буквы в болгарском языке: «Щорм», «Щирлиц» (болг.) = Шторм, Штирлиц), Ш+Ч (объясняет хорошо форму глаголическую) и Т+Ш (этот вариант предложен Н. Н. Дурново́). Различие в начертании букв Ш и Щ в русском языке позволило увидеть в хвостике Щ некий диакритический знак и с его помощью построить ряд букв в создававшихся в СССР письменностях для разных народов на основе кириллицы: Җ, Ң, Қ,Ҷ, Ҭ, Ҳ,Ӷ, Ӌ. Заядлые оппоненты Ломоносов и Тредиаковский были согласны в том, что букву Щ следует исключить из алфавита и заменить сочетанием «шч».


Ер. Смысл названия буквы неясен, а происхождение самого знака Ъ принято объяснять как модификацию буквы О или I. Приблизительно до самой середины XII в. буквой Ъ обозначался редуцированный (сверхкраткий) гласный звук среднего подъёма. После того, как произошло падение редуцированных, какой-либо звук обозначать перестала во всех, кроме болгарского, славянских языках, (в болг. в конкретных позициях аналогичный звук ɤ сохраняется до сих пор, наряду с обозначением его при помощи буквы Ъ: българска съвременната азбука). В древности Ерами называли воров, мошенников и плутов. На сегодняшний день мы знаем эту букву, как Ъ. Ер не наделен никаким числовым значением, как и другие двенадцать букв низшей части азбуки. Как известно, до реформы 1918 года буква Ъ стояла в конце всех слов, оканчивавшихся на со­глас­ный (реликт тех времен, когда Ъ, как и Ь, обозначал специфический гласный звук). Лингвист Лев Успенский подсчитал, что только в одном дореволюцион­ном издании Льва Толстого «Война и мир» содержится 115 тысяч «букв-дармоедов» на 2080 страницах. Если собрать все эти буквы вместе и напечатать отдельно, они займут больше 70 страниц. Об избыточности оконечного Ъ известно было давно; он мог не использоваться в скорописи, во время передачи телеграфных сообщений и даже в ряде книг (печать без Ъ распространилась было в 1870-е годы, но вскорости её запретили). После реформы 1918 года «ер», отныне называемый твердым знаком, сохранил за собой лишь разделительную функцию. Ряд издателей проигнорировали реформу 1918 года и продолжали использовать «ять», «ижицу», а также «ер» в окончаниях. Поэтому декретом ВСНХ от 4 ноября 1918 года было предписано изъять удаленные из алфавита литеры (а также Ъ) из издательств. Это привело к тому, что на протяжении следующих лет вместо разделительного Ъ на печати ставился апостроф, а, например, в машинописи практически сохранилось до наших дней (с целью экономии количества клавиш недорогие пишущие машинки делали без Ъ). В 1928 году Наркомпрос признал такое использование апострофа некорректным, и Ъ начал возвращаться. Присутствие Ъ в тексте, ранее столь назойливое, после реформы стало едва заметным (сегодня это вторая с конца по частотности русская буква после Ё). Видимо, поэтому авторы несостоявшихся орфографических реформ 1964 и 2000 года имели планы на твердый знак: первый проект предполагал полное исключение его из алфавита и замену мягким знаком; второй, напротив, предлагал расширить его употребление на такие слова, как «военъюрист», «госъязык», «детъясли», «инъяз».

Помощник - указующий перст
Еры – это буква, которая дошла до наших дней и красуется в нашем алфавите, как Ы. Как вы понимаете, она тоже имеет нелицеприятный смысл и обозначает пьянчугу, ведь, ерыгами в древности называли гуляк и пьяниц, которые болтались без дела. Фактически существовали такие люди, которые не работали, а только гуляли и пили хмельные напитки. Они были в большой немилости у всей общины и часто были гонимы камнями. Буква Ы образована путем объединения знака Ь или Ъ с символом И или І. В памятниках старославянской письменности можно встретить всю палитру комбинаций диграфа (от ьi до ъи); в древней кириллице детали буквы также могли соединять чёрточкой. Буква Ы имеет странную репутацию, которой в немалой степени обязана советскому кинематографу — от «Операции „Ы“» до «Кин-дза-дза!». После «Кин-дза-дза!» Ы стала особенно часто использоваться в неформальном общении для обозначения любых сильных, но невербализуемых эмоций.


Ерь представляет собой в современной азбуке Ь, однако смысл этой буквы многим современникам неизвестен. В древности означал сверхкраткую вариацию звука [и]; затем этот звук исчез во всех языках славян, зачастую, оставив смягчение предшествующей согласной, как воспоминание о себе, либо произошло совпадение с какой-то из полных гласных (в различны языках всё по-разному). Ерь имела несколько значений: «ересь», «еретик» «враг», «колдун» и «отщепенец». Если эта буква выступала в значении «отщепенец», тогда человека называли «ериком». В остальных определениях человека называли «еретиком». Это слово было, пожалуй, самым ужасным из всех славянских оскорблений. Ведь все мы прекрасно знаем из истории, что случалось с еретиками… Мягкий знак, как и твердый знак, и «ять», принято считать модификацией буквы О или буквы I. В отличие от всех остальных букв твердый и мягкий знаки не обозначают самостоятельных звуков, а значит, их можно рассматривать не как буквы, а как диакритические знаки. Но так было не всегда: первоначально они обозначали редуцированные (сверхкраткие) гласные звуки, к XI–XII векам либо исчезнувшие, либо превратившиеся в полногласные О и Е (этим процессом можно объяснить разные явления современного русского языка, когда О или Е чередуются с нулем: беглые гласные в корне, варианты приставок «раз-» и «разо-» и многие другие).

Образумливание Прошлого для Одухотворённого Будущего
Э оборотное. Считается, что Э — заимствованная из глаголицы форма буквы Е («есть»), которая имеет сходное написание и обозначает нейотированный звук. Символ Э в кириллице появляется с XIV века. Можно встретить его и в московском издании грамматики Смотрицкого 1648 года: этѷмоло́гїа, к тому же для Э изготовили особую литеру, а не перевернули существующую. Официально в состав алфавита буква включена в 1708 году при разработке гражданского шрифта, где она унаследовала место между Ѣ и Ю, на которое в учебных церковнославянских азбуках иногда ставили модификацию Є буквы Е, как правило, имевшую абсолютно противоположный звуковой смысл. «Противнейшая и мне и г. Ломоносову литера Э недостойна, чтоб о ней и говорить» — так писал Сумароков в своем «Примечании о правописании». Все три столпа русской филологии XVIII века — Ломоносов, Сумароков и Тредиаковский — считали вредным излишеством эту букву, узаконенную петровской реформой, и предлагали вместо нее писать везде Е.


Буква Ю образована от греческой лигатуры  ι + ου, в уставе  записывавшейся как IǑ. Применяли варианты и с различными размерами элементов буквы: что-то наподобие ГО с наличием соединения по верхнему краю окружности o (подобная форма может говорить о северных истоках рукописи). Такая форма, порой, могла проникать и в шрифты печатные, например, в издания Ф. Скорины. Йотирующий штрих в старорусской скорописи иногда вырождается в подобие с-образного штриха вверху над буквой о, т. о. буква получала вид дельты δ (греч.). Ещё одна вариация буквы — «Ю оборотное», с тем же значением, встречается в ряде старославянских памятников XII—XV вв. Называлась она так же, как и сегодня: «ю». Начертание имело немного вариантов, и в основном они различались положением соединительной черточки: она могла быть посредине, как в нынешних шрифтах, либо сверху, а также наклонной.


В церковнославянской азбуке буква Я называлась, как и сегодня, «я», но выгляде­ла двояко: Ѧ и IA, так как объединяла две различные старославянские буквы — «юс малый» и «йотированный аз», у которых очень давно совпало звуковое значение и осталась лишь формальная орфографическая разница. Современная буква Я развилась из курсивного начертания буквы Ѧ («юса малого»), который, в свою очередь, был образован авторами кириллицы на основе «аза». Беглое начертание данной буквы постепенно привело к исчезновению левой ножки, а весь знак слегка повернулся по часовой стрелке; близким к сегодняшнему рукописному а, имеющему с-образный чубчик сверху, выглядело как (IA) лигатурное.

Новые буквы

Комментариев нет :

Отправить комментарий