воскресенье, 30 апреля 2017 г.

30 апреля. День ахалтекинского скакуна в Туркменистане

Памятник туркменским ахалтекинцам в Ашхабаде
Это за обладание ими, называемыми в китайских летописях «небесными», в конце II века до н. э. Китай развязывал войны со среднеазиатским государством Давань. Это они были самыми любимыми и надежными боевыми конями Александра Македонского и Петра Великого. И это их, называемых аргамаками, на Руси любили безмерно. Они составляли гордость царских конюшен. Они служили как драгоценными подарками, так и солидной контрибуцией. Кони - национальное достояние туркменского народа. Начиная с 1992 года, в последнее воскресенье апреля - Гурбансолтан по всему Туркменистану ежегодно отмечается "Праздник туркменского скакуна". В 2017 году это радостное событие пришлось на 30 апреля.



Туркмены - прирожденные наездники. Любовь к коням у них прививается с детства. Ахалтекинские скакуны выведены туркменами более 5 тыс. лет назад в предгорьях Туркменистана. Известные во всем мире, «быстрые, как ветер», алхатекинцы прославили Туркменистан, даже на гербе государства изображен алхатекинский скакун - Янардаг - конь первого Президента независимой и нейтральной Туркмении Сапармурата Туркменбаши, представитель классического образца ахалтекинской породы, мировой чемпион породы 1999 года. Скакун, ставший символом Туркменистана, родился в 1991 году. С первых дней рождения жеребенка коневодам стало ясно, что именитые родители — жеребец Ялкымлы (Лучезарный) и кобыла Дабаралы (Торжественная) произвели на свет редкое по красоте создание.

Туркмения (1992)
Янардаг на государственном гербе Туркмении
Утонченная сухая и легкая голова, длинные и тонкие уши, прекрасные и выразительные глаза удлиненной формы, сверхъестественно длинная, тонкая и гибкая шея, нежная тонкая кожа, сквозь которую проступает рельеф кровеносных сосудов, короткая атласная шерсть. Благодаря четко очерченной холке длинноватая спина текинца выглядит слегка наклоненной вперед. Ноги у ахалтекинца длинные и превосходно крепкие с «отлично отбитыми», как говорят конники, то есть рельефно выделяющимися сухожилиями. Хвост и грива тонкие и редкие; бывает, что челка и грива почти вовсе отсутствуют.

Ахалтекинцы обладают очень тонкой кожей и короткой переливающейся атласной шерстью, через которую можно разглядеть кровеносные сосуды. Это придает ахалтекинскому скакуну неописуемую красоту. Именно про них в народе сказано: «Они дышат и потеют кровью». Благодаря своим непревзойденным качествам малочисленная, почти реликтовая, древнейшая ахалтекинская порода выделяет победителей в конноспортивных соревнованиях самого высокого ранга.

(Ак Гез Гели изабелловой масти)
Масти ахалтекинской лошади вроде бы те же, что и у других лошадей — вороные, серые, гнедые и рыжие. Ан нет, и здесь особенность — ахалтекинцев отличает особый, серебряный блеск рубашки, и кажется, что они сияют в лучах солнца. Есть в породе и другие необычные оттенки мастей, например, бронзово-светло-рыжий (с оттенком шерсти, приближающимся к соловому) с темными гривой и хвостом, некоторые варианты нестандартной пегости (отметистости) и седины. Редкие в других породах — соловая, буланая, игреневая масти среди ахатекинцев вполне обычны. Уже не говоря о редчайшей изабелловой масти – это лошади различных оттенков розового цвета с голубыми глазами.

Катерина Уварова "Мелекуш 1953 г.р. Ахал-теке"
В 1956 году произошел комический случай в Англии. Никита Сергеевич Хрущев привез в подарок английской королеве Елизавете II, одной из ведущих коннозаводчиков Англии, буланого, отливающего золотом Мелекуша. Шталмейстер двора генерал Сейл решил, что жеребец покрашен золотом и распорядился, чтобы вымыли специальным шампунем, но, к удивлению, всей конюшни Мелекуш заблестел и стал еще ярче переливаться золотым блеском, тем самым блеском, о котором еще персидский поэт Фирдоуси писал: «По блеску – вода, по цвету – огонь», блеском, свойственным только представителям древнейшей породы.

Художник Г.Н.Степанов. Золотисто-буланый жеребец Мелеке (Меллек). 1955 г.
Художник Г.Н.Степанов. Серый жеребец Овлак Сакар. 1957 г.
Георгием Николаевичем Степановым (1894–1959) написаны портреты двух чемпионов ВСХВ: 1954 года золотисто-буланого Меллека (Мелеке) и 1956 года – серого Овлак Сакара. Художник убедительно передал яркий золотистый блеск буланой масти Меллека, тот самый блеск, о котором еще персидский поэт Фирдоуси писал: «По блеску – вода, по цвету – огонь», блеск, свойственный только представителям древнейшей породы. Меллек родился в 1947 году в Джамбулском конном заводе (Казахстан) от родоначальника линии Скака и Ер Куль, внучки родоначальника линии Посмана. Под матерью Меллек пришел в туркменский колхоз имени А.А. Андреева, в трехлетнем возрасте успешно прошел скаковые испытания, в семь лет стал чемпионом породы на ВСХВ, а на следующий год пал. Только двух сыновей оставил после себя Меллек, причем обоих – от серой кобылы Каракеик из линии Сапар Хана. Обоих назвали Мелекушами, оба были такой же золотисто-буланой масти, что и отец, и оба стали престижными подарками на правительственном уровне: старший, родившийся в 1953 году, – для Англии, младший, 1955 года рождения, – для Индии. Недавно музей получил в подарок от члена Московского союза художников Катерины Витальевны Уваровой (род. в 1966 г.) написанный с черно-белой фотографии А.Н. Федоровой-Сироткиной портрет старшего Мелекуша. Сама фотография сделана в апреле 1953 года на Центральном Московском ипподроме перед отправкой жеребца в Англию. Но конечно же, художница поставила его на фоне пустынного пейзажа. И хотя замечаются отдельные анатомические неточности, в целом портрет достаточно убедителен. Овлак Сакар родился в 1942 году в туркменском колхозе имени 12 лет РККА от Биргута линии Ак Белека и Пель. Он успешно скакал на Ашхабадском ипподроме, выиграл крупные именные призы: им. М.И. Калинина, Большой трехлетний, Сравнения. Затем служил производителем в колхозе им. Сталина: девять его дочерей стали заводскими матками, а лучший сын, Алгыр, тоненькой ниточкой продолжил существование генеалогической линии Ак Белека через своего сына Мелеке, внука Еныша, правнуков Мелекуша и Кельте, праправнука Хона. В современном производящем составе породы линия Ак Белека занимает лишь около одного процента.


История ахалтекинцев, часто именуемых «царскими конями», берет свое начало в глубине веков. С 7—6 веков до н. э. античные историки и поэты упоминают о непревзойденной красоте среднеазиатских лошадей, известных под названием нисейских. Существует гипотеза, что это название напрямую связано с древней столицей Парфии — Нисой. Впоследствии они стали больше известны как ахалтекинцы — по названию оазиса Ахал, расположенного на юге Арало-каспийской низины (с юга к нему подходят горы Копетдаг, питающие речки, водою которых средневековые жители оазиса (туркмены-текинцы) традиционно пользовались для искусственного орошения) и туркменского племени теке, с давних времен занимавшегося разведением этой породы лошадей. Преемственность прослеживается даже по характерным мастям: в V в. до н. э. Геродот пишет, что «Ниса (столица Парфии) всех лошадей имеет жёлтых», а лошади, которых нашли воины Александра Македонского на территории нынешней Туркмении, были «белой и радужной масти, а также цвета утренней зари». По-видимому, для древних иранцев золотистая масть имела сакральный смысл, ведь конь посвящался божеству солнца. Многие исследователи считают, что знаменитый конь Александра Македонского Буцефал был ахалтекинцем.


"Едва ли на земном шаре можно назвать другую породу лошадей, которая могла бы похвалиться такой древностью происхождения, такой, пронесенной через тысячелетия типичностью, как ахал-текинская. Эта своеобразная и стойкая типичность дает основание ставить происхождение ахал-текинской лошади в непосредственную связь с лошадьми древнейших времен и государств, которые были расположены на территории современной Туркмении или в соседстве с нею.

Изображение лошадей восточного типа на новгородской иконе
Речь идет о лошадях древней Мидии, «нисейских», названных так по имени Нисеи, обширной равнины, славившейся своим коневодством. Описание экстерьера этих лошадей невольно вызывает в воображении образ ахал-текинца.

Речь идет о замечательных лошадях массагетов, кочевого воинственного народа, который занимал территорию от берегов Каспийского моря до Аму-Дарьи. По мнению профессора В. О. Витта, имеются все основания предполагать, что массагеты были народом иранского происхождения, во всяком случае, близким древним персам. Еще в те времена территория современной Туркмении славилась своим коневодством.

Речь идет о лошадях древней Бактрии, о лошадях парфянских, славившихся своей красотой, пылкостью, резвостью и неутомимостью, о лошадях ассирийских и древнеиранских.

Все эти знаменитые лошади, которых современная наука считает прародителями ахал-текинской породы, получили отражение в искусстве древнего Востока.


Их изображения можно увидеть на различных предметах, сохранившихся и дошедших до наших времен, как например, на бактрийских блюдах, монетах, сосудах, обломках зданий и в редчайших рукописях. Их описания можно прочесть в древневосточном эпосе, в знаменитых памятниках мировой литературы. О них можно прочесть в переписке древнеперсидских царей с египетскими фараонами, в сочинениях знаменитого историка древности Геродота, жившего в пятом веке до нашей эры, в сочинениях ученого 1-го века нашей эры Страбона. Короткие, меткие характеристики этих лошадей можно найти у таких гениальных писателей античного мира как Аристотель, Гомер, Овидий, Виргилий, Ксенофонт, а на востоке Фирдоуси. Портреты лошадей, в деталях повторяющие характерный облик «небесного аргамака» (так поэтично называют ахалтекинца даже строгие специалисты-иппологи) можно увидеть и на стенах древнеегипетских храмов, и на скифских золотых вазах. Слава их гремела по всей Евразии, вплоть до Поднебесной империи. Они ценились буквально на вес золота. Китайские императоры снаряжали за ними военные экспедиции, если не могли купить.

Парфянское царство образовалось на территории северных провинций Персии и Бактрии, где лошади пользовались мировой славой. Булано-золотистая и рыже-золотистая масти были характерными особенностями этих быстроаллюрных древних предков современных ахал-текинцев.

Знаменитый ахалтекинец Бек-Назар-Дор
и его хозяин Бек-Назар.
1930е, Николай Кочергин
Кара-Куш.
Ж-л "Вокруг света", №21-22.
1920е, Николай Кочергин
Когда читаешь описание экстерьера золотистых парфянских лошадей, подвижных, энергичных, нервных, с горящими глазами, с длинной, легкой и тонкой шеей, с настороженными ушами на маленькой породной голове, с сухими, пружинистыми, мускулистыми ногами, на которых отлично отбиты сухожилья, невольно в воображении возникают образы таких выдающихся ахал-текинских производителей, как родоначальник почти всех современных линий, великолепный золотисто-буланый Бойноу, который, по выражению стариков-туркменов, «ходил как змея», его сын, знаменитый производитель Ашхабадского госконзавода буланый Меле-Куш, красавец с гордо поднятой головой, другой сын Бойноу буланый Меле-Чеп, давший в Ашхабадской государственной заводской конюшне большое количество известных производителей, или рыжий Бек-Назар-Ал, отец непревзойденного бойца на скачках и производителя Бек-Назар-Дора, или буланый Ак-Ял-Меле и буланый Султан-Гули.

Конечно, было бы совершенно неправильно представлять себе дело так, будто на территории современной Туркмении тысячелетия существовала одна и та же лошадь такою, как мы видим ее сейчас.
" (Драгоценная порода. Нечипоренко Г.)

Художник Алексей Глухарев
Ахалтекинцев никогда не содержали табунами, но у каждой войлочной юрты туркмена всегда стоял под несколькими кошмами жеребец, а где-нибудь в отдалении паслась кобыла с жеребенком. Это была высшая ценность туркмена. "Конь - равноправный член туркменской семьи", - утверждают в Туркменистане. Туркмены на протяжении тысячелетий бережно и трепетно относятся к коням. Венгерский путешественник и востоковед Герман Вамбери в XIX веке написал про ахалтекиских лошадей так: «Эти красивые животные стоят всех потраченных трудов... В самом деле, существа удивительные, ценимые сынами пустыни дороже жен, дороже детей, дороже собственной жизни». «Если имеешь один день жизни — был бы конь, если имеешь два дня жизни — была бы жена»,— гласит старинная туркменская поговорка.

Алексей Глухарев. "Туркменский юноша с буланым ахалтекинским жеребцом"
Туркмены настолько боготворят ахалтекинцев, что являются единственным народом в Центральной Азии не употребляющим конину. В 1986 году этот неформальный закон даже официально оформили.

Алексей Глухарев. "Рождение ахалтекинца", "Змеи, гепарда и орла единый сплав", 2010
Туркмены верят, что ахалтекинцы произошли от небесных коней. Образ «крылатого коня» мы можем найти и в туркменских народных эпосах – «дестанах».

Также есть легенды о том, что ахалтекинцы происходят от дикой «морской» лошади: «В горах Туркменистана существовал источник, из которого всякий раз, когда табун лошадей пригоняли к водопою, из источника появлялся необыкновенный конь. Прошло некоторое время, и у кобылиц рождались жеребята - крупные, превосходные, красивые станом. Оседлав и объездив одного из жеребят, туркмены открыли, что "он точно летал между небом и землей, послушный узде, легкий в беге.»

А вот еще одна красивая легенда: "Во время скачек Ахале - стройному, поджарому гнедому скакуну не нашлось равных. И тогда решили избрать ему соперником сокола. Тысячи людей со всех концов собрались посмотреть на необычные состязания. На высокий холм поднялся хозяин сокола. Гнедой и птица стартовали одновременно. Стрелой промчался мимо изумленных зрителей конь, оставив позади себя сокола. С тех пор ахалтекинским скакунам дают имена птиц... "

Есть даже версия, что они — инопланетного происхождения.

Сверчков Николай Егорович. "Серый жеребец Аад", 1870
Серый жеребец Аад, написанный художником Николаем Георгиевичем Сверчковым (1817–1898) - насколько известно, единственный портрет ахалтекинца его кисти. Скудная информация об этом жеребце почерпнута из журнала «Коннозаводство» (1870 г., №10, стр. 108): «Жеребец туркменской породы племени теке принадлежит М.С. Мазурину, росту около 2 арш. 4 верш. (160 см), представлен на II Всероссийской выставке (1869 г.), но не конкурировал на премии … он выставлялся в специально построенной восточной беседке». И, как говорится в том же журнале, вся Москва съезжалась смотреть на этого жеребца. Хотя художник видел Аада в Москве, на своем полотне он изобразил его на фоне характерного туркменского пейзажа: безжизненной пустыни под синим знойным небом, по которой в клубящейся пыли уходит вдаль караван верблюдов. За стоящим в строгой экстерьерной стойке невзнузданным жеребцом – юрта кочевника, перед которой на текинском ковре сидит человек (туркмен). Вероятно, он совершает послеполуденный намаз, повернувшись лицом на восток. Но между небом и человеком стоит конь, выступая своего рода проводником его молитвы. Русский художник понял и передал художественными средствами самую заветную страсть туркмена – страсть к своему коню, которого он чтит, как Бога. Или выше Бога? Это очень важно для понимания роли коня в жизненном укладе туркмен – кочевников и воинов. Что представляет собой Аад? Это крупный (даже по современным меркам), костистый, с очень глубокой грудной клеткой ярко выраженного скакового сложения жеребец. Он может быть отнесен к среднему внутрипородному типу. Именно такие формы характерны для английской скаковой породы, что лишний раз подчеркивает определяющее воздействие ахалтекинской лошади при выведении самой резвой породы мира.

А.Б.Виллевальде. Светло-золотисто-рыжий жеребец Сардар. 1882 г.
В короткой, но емкой характеристике, данной этому жеребцу неизвестным автором в журнале «Русский спорт» (1882 г., №18, стр. 294), заключена, на наш взгляд, вся особенность породы, ее основного внутрипородного типа, к которому можно отнести Сардара: «Текинский Сардар князя Б.А. Куракина поражал замечательно противоречащими общепринятому взгляду формами коня и отличался большой выносливостью». Сардар, хотя правильно его следует называть Сердар, что переводится с туркменского языка как «вождь», «полководец», участвовал в V Всероссийской конской выставке 1882 г. в Москве, где был «удостоен похвальным листом». Он родился в 1874 году в Закаспийском крае и, как написано на бронзовой табличке к картине, «выведен в 1881 г. из Ахал-Теке И.П. Балашевым».

А.Б.Виллевальде. Вороная кобыла Текма с жеребенком. 1882 г.
А.Б. Виллевальде в том же 1882 году также «писал с натуры» кобылу Текму с жеребенком, о которых ничего не известно. О том, что эти портреты парные, свидетельствуют одинаковые размеры, оформление и даты исполнения, следовательно, они написаны по заказу одного лица, а значит, и изображенные лошади принадлежали этому лицу. Но кому? Князю Куракину? В рукописи Я.И. Бутовича мы встречаем новую версию. Яков Иванович пишет: «Оба портрета принадлежали М.Н. Романову, вследствие чего я предполагаю, что эти лошади были куплены Балашевым для этого лица, либо ему подарены. Иначе трудно объяснить нахождение этих портретов у М.Н. Романова, который конских портретов не собирал, но мог иметь портреты принадлежащих ему лошадей. Учитывая, что Балашев был богатейшим человеком и, видимо, предназначал этих лошадей лицу царствовавшего дома, следует думать, что это лучшие текинские лошади, каких только можно купить в Азии».

Памятник в Ахалском велаяте
"Яркое своеобразие пронизывает все стороны ахал-текинского коневодства. Эти необыкновенные лошади были выведены в безводной пустыне, под палящими лучами солнца и горячими ветрами, там, где летом температура доходит до 75° Цельсия и бушуют такие песчаные бури, что в двух шагах не видно человека, а зимою завывает снежная метель с дождем, там где почти нет никаких пастбищ. Кругом простираются необозримые пески и песчаные барханы.

Вода в этих местах всегда была трудно разрешимой проблемой, поэтому у ахал-текинской лошади исторически выработалась нетребовательность к воде. Купают лошадей не в воде, а в песке. Туркмен выезжает в жаркое время дня на чистый песок, снимает с лошади кошму и седло и лошадь немедленно начинает валяться в горячем песке. Вероятно эта горячая песочная ванна не лишена гигиенического значения.

В корм ахал-текинская лошадь получает от своего хозяина ячмень, люцерну, яйца, чурек (хлеб), на который намазан «сары-яг» (баранье сало). Никаких конюшен у туркменов не было. Зимой и летом, под снегом и дождем, или под палящими лучами солнца лошадь стоит без всякого навеса на приколе, привязанная на длинной веревке, покрытая одной или двумя попонами из кошмы. Летом короткие, а зимой длинные и тяжелые, эти войлочные гюпоны защищают от жары, насекомых, холода, ветра, дождя и снега. Поверх кошмы надевается трок. Вся чистка состоит из обмахивания кошмой, но благодаря постоянному пребыванию под теплыми попонами, даже и во время езды, у ахал-текинца волос короткий, блестящий, лошадь чиста и элегантна.

На выводке выдающиеся экземпляры ахал-текинской лошади всегда вызывают всеобщее восхищение. Голова у ахал-текинца небольшая, сухая, легкая, породная, уши маленькие, очень подвижные, глаза большие, горящие, чрезвычайно выразительные, ноздри нервные, с широким вырезом, губы тонкие, нежные. Шея длинная, тонкая, особенно в месте соединения с головой, приподнятая, голову держит гордо, холка высокая, рост зависит от высоты ног, а не от глубины подпруги, спина часто мягковатая, корпус несколько растянут, круп сухой, угловатый, ноги чрезвычайно сухие, с отбитыми сухожилиями, копыта маленькие и крепкие.


Ярослав Колобаев. "Дух Аршакида"
Туркмен страстно любит свою лошадь. В его представлении даже некоторые ее недостатки приобретают характер достоинств. Если говорят, что у ахал-текинца мягковата спина, то, по мнению туркмена, это типично, кроме того, он, усмехаясь, прибавляет, что на такой спине седло лучше держится. Если говорят, что растянут корпус, то туркмен заявляет, что это способствует элевации на резвом галопе.

В самом деле, попытка исправить некоторые экстерьерные недостатки ахал-текинца путем прилития посторонней, даже и высококачественной крови, создает сложную ситуацию. Например, у англо-текинов сглаживаются отрицательные особенности экстерьера текинской лошади, но зато исчезают своеобразная текинская породность и красота. Увеличивается обхват подпруги, выравнивается в той или иной степени спина, но исчезают элегантность шеи, головы, взгляда, сухость конечностей и нежность кожи.

Несмотря на свою высокую работоспособность и лучшие хозяйственно полезные признаки, исторически выработанные в своеобразных условиях, по своим природным данным это вместе с тем типичная спортивная лошадь, эффектная, нарядная, понятливая, поворотливая, в особенности если на ней сидит ловкий и гармонирующий с нею ездок, резвая на коротке, обладающая исключительными и фляйерскими, и стейерскими способностями, уступающая на галопе только чистокровной скаковой лошади
." (Драгоценная порода. Нечипоренко Г.)


О качествах лошадей ахалтекинской породы сохранилось много исторических документов, написанные авторитетными историками и литераторами. Приведу в хронологической последовательности несколько наиболее известных цитат.
  • V в. до н. э., Геродот:«Есть в Мидии обширная равнина, называемая Несея, на ней-то и водятся величественные кони».
  • IV в. до н. э., из летописи походов Александра Македонского в Среднюю Азию: «Подобных им нет ни в какой другой стране. Они пылки, очень быстры и выносливы; белой и радужной масти, а также цвета утренней зари».
  • II в. н. э., Аппиан: «Это кони, достойные могущественных царей: прекрасные с виду, легко выступающие под всадником, легко повинующиеся удилам; высоко несут они свою горбоносую голову и со славой реют золотые их гривы».
  • IV в., Вегеций: «Движения этих лошадей горячи, но легки и неутомительны для всадника. В походах они мужественны и выносливы, но в характере их отмечается возбудимость и гнев. Особенно красивы их шеи и головы, которые они держат так, что почти касаются губами груди».
  • XIX в., Евгений Гайо: «Никакая лошадь не представляет такого сочетания длинных линий с таким солидным сложением, а также с признаками такой силы и энергии, как туркменская лошадь».
50 туркменских манатов (монета)
То же (банкнота)
В современной зоотехнической литературе имеются ясные доказательства того, что при участии этих лошадей были созданы такие породы мирового значения, как арабская и английская скаковая, улучшалось коневодство стран России, Европы, Ближнего и Среднего Востока. По словам профессора В.Витта, ахалтекинская порода "представляет собой генофонд ни с чем не сравнимой ценности..., последние капли того источника чистой крови, который создал все верховое коннозаводство мира".

После присоединения Туркмении к России, когда у русских знатоков и любителей лошадей появилась возможность ближе познакомиться с ахалтекинской породой, среди них сразу появились ее горячие поклонники. Зная и ценя удивительные качества текинского коня, заботясь о сохранении этой породы, которая в силу историко-экономических причин пришла к тому времени в упадок, наместник "белого" царя в этом крае - генерал Куропаткин на свои средства организовал Закаспийскую Государственную конюшню и пригласил на работу знатоков конского дела из России (Гр.Мазаг и др.). Деятельность этой конюшни положила начало племенному коневодству Закаспийского края и возродила интерес к ахалтекинской породе в мире. Участие питомцев Закаспийской конюшни в конских выставках в Киеве, Пятигорске и Париже произвели фурор подобно разорвавшейся бомбе, за коллекцию текинских кобыл предлагали огромные деньги.

Алина Мелентьева "Цветы пустыни"
Приснился мне ахалтекинец.
Он, как и я, горяч и свеж,
но сквозь чумной людской зверинец
его загнали на манеж.
Беги, мой конь, беги по кругу
из бытия в небытиё,
лишь воздух в ноздри бьёт упруго
и травит криком вороньё.
Мой конь, мой бег, моё стремленье
из никуда и в никуда.
Манеж – ведь это же мгновенье?!
Но тенью кружится беда.
И по следам ахалтекинца
не свора – свара гончих псов.
А люди смотрят из зверинца
под бормотанье голосов.


© Александр Холин, 2012
Свидетельство о публикации №11203312251


Издревле ахалтекинцы прижились в России; а в XX веке их стали разводить сначала на Северном Кавказе, Ставрополье, в Калмыкии. Во времена СССР мы чуть не потеряли эту породу, выполняя продовольственную программу по мясу. Когда маточные табуны шли на мясокомбинаты.. И это просто большая удача, что к распаду страны помимо Туркмении, были созданы заводы по разведению текинцев на территории сегодняшней РФ. А так же есть довольно значительнын популяции в Германии и Франции.


Долгое время считалось, что Г. К. Жуков принимал первый Парад Победы в 1945 году на известном ахалтекинце Арабе (военная кличка Казбек), потомке Бойноу. Образ маршала Жукова верхом на коне запечатлён в кино, живописи, скульптуре, на монетах и почтовых марках. В 1980-е годы возникла новая версия о коне Жукова: им был жеребец по кличке Кумир, рождённый в Терском конном заводе. В журнале «Конный мир» за 2005 год эта версия подвергалась сомнению, так как все лошади терской породы имеют характерное клеймо. В 2006 году сведения о терском жеребце Кумире подтвердились.
Прохождение почётного караула
Вооруженных сил Туркмении и ахалтекинца Гырата.
Однако в 2010 году, в связи с военным парадом в Москве в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, в некоторых средствах массовой информации была снова распространена изначальная версия о коне маршала Жукова. В параде 9 мая 2010 года принял участие ахалтекинский скакун Гырат, прямой потомок Араба, который якобы использовался на первом параде в 1945 году. По другим сообщениям, историки и участники легендарного события 1945 года обнаружили значительные различия в породах коней, участвовавших в этих двух парадах.

ночняа репетиция парада. 2 мая 2010 года
Свое имя Гырат получил не случайно. Именно так звали верного друга главного героя знаменитого туркменского эпоса «Героглы». Для отважного Героглы его конь не имел цены. «Если бы нашелся человек, который хотел бы купить тебя ценой своей души, то и эта цена была бы для тебя низкой», – говорил он. Этот конь так быстро скакал («словно птица по небу летела»), что в народной памяти сохранился как «крылатый конь».
Абсент и Сергей Филатов
Интересно, что Араб-Казбек оставил след в истории не только благодаря участию в первом Параде Победы. За свою конно-спортивную карьеру он поставил немало рекордов по скорости и прыжкам в высоту, а после ее завершения был передан производителем Джамбулскому конезаводу №49. Именно от него был рожден легендарный Абсент – неоднократный чемпион СССР и первый чемпион Олимпийских игр, удерживавший свое первенство в течение 12 лет, получивший титул «Лучшая спортивная лошадь ХХ века» и ставший впоследствии одним из основных производителей ахалтекинской породы лошадей.

Лошади ахалтекинцы трудны в работе верхом, но лишь потому что отличаются от флегматичных лошадей, которые повинуются любому посылу конника. Эта порода лошадей с определенным нравом, и не станет терпеть плохого к ней отношения и неумелых рук всадника. Но если найти с этой лошадью общий язык, то победы в , почти во всех видах конного спорта, вам гарантированны! Ахалтекинец — это прекрасный скакун, шикарная выездковая лошадь, выносливый конкурный конь, а так же троеборный, подходит для джигитовки, вольтижировки, пробегов и даже для хобби-класса ребенку. Опять же, из-за происхождения этих лошадей, их аллюры чрезвычайно удобны всаднику, рожденные в песках лошади как можно мягче ступают по земле, этот конь вполне подойдет начинающему, но терпеливому и настырному всаднику.

Сегодня в Туркмении Ахалтекинец стал
национальным символом
и породе уже ничего не угрожает.
Сегодня они проникли даже в Ленинградскую и Калининградскую области. В России лошади ахалтекинской породы разводятся в Ставропольском конном заводе, Конном заводе имени В. П. Шамборанта («ШаЭль»), Конном заводе имени Наиба Идриса и более мелких хозяйствах. По численности племенного поголовья ахалтекинской породы Россия занимает второе место в мире - ведь россияне всегда "любили сих лошадей безмерно".

Президент Туркмении Г. М. Бердымухамедов на скакуне-ахалтекинце
Впрочем доходит даже до курьезов

В Туркмении в преддверии предстоящего Дня скакуна (который отмечается в последнее воскресенье апреля) введена практика принудительного посещения ипподромов. Об этом сообщает "Хроника Туркменистана". По информации издания, практика действует с начала апреля. По воскресеньям госучреждения направляют на ипподромы своих сотрудников, чтобы те наблюдали за скачками. При этом людей вынуждают приходить на эти мероприятия, угрожая им различными наказаниями — вплоть до увольнения с работы. На ипподромы, как сообщается, также направляют старшеклассников. Как отмечает "Хроника Туркменистана", к примеру, жителям Дашогуза (областного центра на севере страны) для посещения ипподрома приходится выезжать за город. "Чтобы туда добраться, показаться на глаза ответственному за посещаемость лицу, отсидеть вступительную часть (концерт) и сами скачки (обычно 4–5 заездов) и вернуться домой, люди теряют весь свой выходной день", - констатирует издание. В преддверии Дня скакуна организуются и другие мероприятия. В частности, в студенческом театре в Ашхабаде пройдет представление под названием "Вы на белом коне, вы на сером коне, Аркадаг!". "Аркадаг" (в переводе на русский - "покровитель") - титул президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова. Интерес к коневодству в Туркмении проявляет лично президент Бердымухамедов. Он, в частности, является автором книги "Ахалтекинец - наша гордость и слава". В 2010 году в Ашхабаде была учреждена международная ассоциация ахалтекинского коневодства, которую возглавил туркменский президент (при этом он заявил, что целью организации станет "сохранение чистоты породы и приумножение мировой славы ахалтекинских скакунов"). (27.04.12)

Кстати. 14 сентября 2011 года Януковичу от имени туркменского народа в знак уважения и искренней дружбы с украинским народом был передан в дар великолепный ахалтекинский скакун.

Комментариев нет :

Отправить комментарий