четверг, 16 февраля 2017 г.

16 февраля. Почему хранители младенцев Симеон и Анна сбрую починяют, или что общего между Солохой и саламатою?


В этот день почитали двух святых, встретивших младенца Иисуса в храме на 40-й день от его рождения, — Анну и Симеона. Симеон Богоприимец — благочестивый праведник, ученый, живший в Иерусалиме. Когда он переводил книгу пророка Исайи, он усомнился в словах «дева во чреве примет и родит сына». И тогда Симеону явился ангел и обещал, что старец не умрет до тех пор, пока своими глазами не увидит ребенка, рожденного Девой Марией. Так и получилось. Когда Дева Мария и Иосиф Обручник принесли Младенца Христа в Иерусалимский храм, Симеон и Анна Пророчица (благочестивая вдова) первыми узнали в беззащитном ребенке Мессию, Спасителя всего мира.


Житие Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

О праведном Симеоне Богоприимце мы узнаем в основном из Евангелия от Луки. Совсем немного информации, но даже благодаря ей вырисовывается образ необыкновенного человека, который сыграл важнейшую роль в истории пришествия на землю Мессии — Господа Иисуса Христа. Другие сведения о Симеоне дошли до нас из Церковного Предания, которое православные христиане почитают наравне со Священным Писанием. Согласно Преданию, этот святой был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Именно с этого «Перевода 72-х толковников» (или Септуагинты) Ветхий Завет в будущем перевели на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей. Ученый человек, умудренный большими знаниями, Симеон стал проводником чуда Сретения Господня. Об этом святом евангелист Лука пишет, что тот был избран Господом и что Дух Святой пребывал на нем: Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем (Лк 2, 25). Для царя Птолемея II святой Симеон переводил книгу пророка Исаии. В ней он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство, буквально обескуражила. В еврейском подлиннике эта фраза звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7, 14). Ученый был уверен — слово «Дева» явная ошибка! Как дева (то есть девственница) может родить ребенка? Симеон хотел исправить нелепицу, рука его уже потянулась к бумаге. Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и молвил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Эти слова Ангела стали пророческими — шли десятилетия, а Симеон все жил и жил. И каждый день ждал, когда же явится миру Мессия, рожденный от Девы.

В год, когда святому исполнилось 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. И случилось это в тот же день, когда Иосиф Обручник и Дева Мария со Спасителем, которому исполнилось 40 дней, пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву. Именно тут, в сердце Святой Земли, состоялась встреча праведного старца и Святого Семейства. Симеону вновь было откровение от Господа — он понял, что Младенец на руках Марии — тот самый долгожданный Мессия, о котором в течение сотен лет писали пророки. Святой Симеон благоговейно взял на руки Младенца Христа и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля (Лк 2, 29—32). Благословив Марию и Иосифа, он добавил пророческое: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — И Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк 2, 22—35).

Из описания, которое нам дает евангелист Лука, мы узнаем также об Анне Пророчице. Лука пишет о ней немного, но даже по этим скудным сведениям мы можем увидеть весь жизненный путь этой женщине во всей его чистоте и любви к Богу: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк 2, 36—38). Как говорит Церковное Предание, праведный Симеон Богоприимец умер вскоре после встречи с Младенцем Христом и Святым Семейством в Иерусалимском храме. Ему было 360 лет.

Согласно отдельным историческим источникам, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара (сейчас — город Задар в Хорватии). Сегодня мощи покоятся в реликвариях в двух хорватских городах: в Задаре и Загорье. А в кафедральном соборе города Ахен (Германия) хранится десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца. Раз в семь лет, по старой традиции, ее выставляют для поклонения верующих — это знаменитое на весь мир Ахенское паломничество. Хранится святыня в украшенном драгоценными камнями реликварии.


Сретение. Иосиф Бродский
Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

16 февраля 1972 года.


С преданием связано и второе название праздника — Хранитель младенцев. В этот день было принято обращаться к святым Симеону и Анне с молитвой о здоровье новорожденных.

Молитва святому праведному Симеону Богоприимцу о здравии младенцев
О Богоприимче Симеоне! Услыши нас, грешных раб Божиих (имена), и не отыми покров твой святый от нас, моли благость Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, праведно по делом нашим на ны движимый, и, презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и на стези заповедей Своих утвердит нас. Огради молитвами твоими в мире жизнь нашу и во всем благом благое поспешение испроси, вся к животу и благочестию потребная нам даруя, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в вечный достигнем покой, идеже сподобим ся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже всякая слава подобает, со Отцем и Пресвятым Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


И еще 2 молитвы Праведному Симеону Богоприимцу

Молитва первая
О, великий угодниче Божий Богоприимче Симеоне! Предстоя Престолу Великаго Царя и Бога нашего Иисуса Христа, велие дерзновение имаши к Нему, во объятиих твоих нашего ради спасения носитися изволившему. К тебе убо, яко многомощному предстателю и крепкому о нас молитвеннику, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Моли Благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, праведно по делом нашим на ны движимый, и, презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих утвердит нас. Огради молитвами твоими в мире живот наш, и во всем благом благое поспешение испроси, вся яже к животу и благочестию потребная нам даруя. Якоже древле Великий Новоград явлением чудотворныя иконы твоея от губительства смертнаго избавил еси, тако и ныне нас и вся грады и веси страны нашея от всяких напастей и бед и напрасныя смерти предстательством твоим избави, и от всех враг видимых и невидимых покровом твоим защити. Яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте и, тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего. Ему же всякая слава подобает со Отцем и Пресвятым Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
О великий угодниче Божий и Богоприимче Симеоне! Призри на мя грешнаго, ко святей иконе твоей припадающа и просяща твоего заступления и помощи: скорбь бо обдержит мя от обстоящих мя ныне бед и зол, и утешения не имам многоболезненней души моей. Исках помощи от человек, и не обретеся. Возопиях ко Господу, и не услыша мя, аз прогневах Пречистую Благость Его беззаконьми моими, и множеством многих грехов моих преогорчих человеколюбную утробу Его. И кто ми ныне помощь явит; кто ми скорбь утолит; кто даст отраду и успокоение многомятежней душе моей? К тебе, великий угодниче Божий, прибегаю грешный и недостойный аз, ведый, яко велие дерзновение имаши ко Христу Богу и многомощен предстатель еси о всех, с верою к тебе прибегающих, и твоего заступления и помощи требующих. Моли убо Человеколюбца Господа, яко да простив ми безчисленная моя прегрешения, не отвратит милость Свою от мене, но яко Благ и Сострадателен, явит и мне безконечное Свое милосердие, и в лютем напастей и бед моих озлоблении подаст ми всесильную помощь Свою, и преогорченной душе моей ослабу, мир, укрепление, утешение и успокоение дарует. Ей, великий угодниче Божий, вознеси Богоносныя руце твоя ко иже во объятиих твоих носитися изволившему Христу Богу нашему и моли благость Его, да не отринет моления сердца моего недостоинства ради моего, но явит мне благовременне милость Свою, во славу безконечных щедрот Своих и многомощнаго предстательства твоего, о немже подобает Ему всякая слава и благодарение купно со Отцем и Пресвятым Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Радуйся, Богоприимче старче Симеоне, во объятия приемый Спаса Господа, веселися и ты, честная пророчице Анна, возвестившая пришествие в мир Христа Бога нашего, разрушившего державу вражию и подающаго нам велию милость.


Есть и третье название — Починки — один из праздников славянского календаря. У южных славян первые три (по старому стилю) дня февраля (Трифонов день, Сретенье, Починки) считались рубежом между зимой и весной. В этот день говорили: «Семен и Анна сбрую починяют»; «Дед встает чуть свет, чинит сбрую летнюю, да борону столетнюю»; «Починки — по сохе поминки». Следуя знаменитой поговорке «Готовь сани летом, а телегу зимой», которая, кстати, так же относилась к Починкам, хозяева на следующий день после Сретения с утра пораньше принимались за ремонт сельскохозяйственного инвентаря, называя этот февральский день «Починками». Из обычая начинать подготовку лошадиной сбруи — ездовой и пахотной - починять ее, и родилось название праздника. Расчиная Починки, крестьяне помнили: чем раньше в этот день примешься за хозяйство — тем больше весне угодишь, тем быстрее она придет. Тянуть с починками до настоящих теплых дней настоящему хозяину не пристало. Открывая сарайки, прикидывали крестьяне: за какую работу надо вперед взяться? Работали дружно, всей семьей, находя посильное дело и малым, и старым: «В Починки Дед встает чуть свет — чинит сбрую летнюю да соху столетнюю». Отремонтированную упряжь не без гордости вывешивали на видном месте — мы, мол, к пахоте и севу готовы. Да и хозяйки в это время без дела не сидели: готовили, стирали, перебирали вещи в сундуках. Больше всего старания прилагали потенциальные невесты, ибо считалось, что счастье, если увидит, что в доме на Починки девица на выданье не достаточно усердно трудится, может пройти мимо. К обеду все, что уже было приведено в порядок, собиралось во дворе, чтобы всякий знал, что в этом доме живут работящие люди.

Украинская саламаха
с растительным масломи толченым чесноком
(в металлическом блюдце)
Для этого праздника на обед традиционно готовили особое кушанье — саламату (саламат, соломату (сибирское), саламаху) — мучную кашу или мучной кисель из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира, масла или сала (обычно поджаренного), а так же распущенное в воде гречишное пресное тесто с маслом. На Вологодчине саламата — овсяная крупа, поджаренная на масле или сале. По этому поводу говорили: «Приехала саламата на двор — расчинай починки» или «На Симеона — саламата на двор». Упоминается в «Указе о трапезе Тихвинского монастыря», XVI в. В некоторых районах Украины под этим названием бытуют другие блюда. Так, в Городенковском районе Ивано-Франковской области из вареной с луком и укропом мятой фасоли с юшкой (чтобы блюдо не было сухим), иногда заправленной растительным маслом с чесноком, готовят блюдо, которое называют «саламатой». Затертые с салом или растительным маслом (иногда с мукой) чеснок или лук, используемые как заправка к борщу, пончикам и балабушкам, на Подолье и Полтавщине называются «Саламат», или «Саламур». Похожее блюдо известно и на Буковине: чеснок затирают с водой, растительным маслом и солью, и используют как заправку к пончикам и дерунам.

ОРИГИНАЛЬНИЙ РЕЦЕПТ ХІХ в.
70. Соломаха. Взять гречишнаго прѣснаго тѣста, разболтать довольно жидко; вскипятить воды въ горшкѣ, посолить ее, запустить тѣсто въ воду во время кипѣнія; еще вскипятить, помѣшивая и положить масла постнаго или коровьяго. (Смак минулого)

Кстати, рекомендация: если варить соломаху дольше 30-40 минут, то исчезает запах муки, что может расцениваться как однозначный плюс.


В качестве походной пищи запорожских казаков саламат упоминают многие авторы художественных произведений. Например, Николай Васильевич Гоголь в повести «Тарас Бульба», а также украинский советский писатель и поэт, автор приключенческих и исторических произведений Владимир Кириллович Малик (настоящая фамилия — Сыченко). "Тут вспомнил Андрий, что вчера кошевой попрекал кашеваров за то, что сварили за один раз всю гречневую муку на саламату, тогда как бы ее стало на добрых три раза. В полной уверенности, что он найдет вдоволь саламаты в казанах, он вытащил отцовский походный казанок и с ним отправился к кашевару их куреня, спавшему у двух десятиведерных кабанов, под которыми еще теплилась зола. Заглянувши в них, он изумился, видя, что оба пусты. Нужно было нечеловеческих сил, чтобы все это съесть, тем более что в их курене считалось меньше людей, чем в других. Он заглянул в казаны других куреней - нигде ничего. Поневоле пришла ему в голову поговорка: "Запорожцы как дети: - коли мало - съедят, коли много - тоже ничего не оставят" (Н. В. Гоголь "Тарас Бульба").

В степи можно было найти множество злаковых растений. Для различных мучных смесей и добавок степняки собирали зерна куриного и сорного проса, перловника, ячменя дикого, колосняка, овсюга, толокнянки. Повсеместно козаки-зимовчаки использовали как добавку к муке семена лебеды (за что она и получила название травы-«мучника»). «Как уродится лебеда, то уже не беда», – оптимистично замечали лугари. Они собирали, вымачивали, варили, высушивали и перемалывали на муку желуди. Муку в плавнях также добывали из высушенных корневищ тростника, рогоза, камыша, кувшинок. Случалось, что перебивались и мучной добавкой пыльцы от тычиночных соцветий рогоза, которые по весне стряхивали на старые жупаны. Измельчали на крупу и муку высушенные семена водяного ореха-чилима. В плавнях его было навалом. Плоды чилима для мучных и прочих потребностей добывали с помощью сшитого шерстью наружу куска овечьей шкуры, в которую помещали груз. Шкуру эту тянули по водоему, и к ней прилипали рогатые орешки. В ХVIII в. уже начали сеять кукурузу (американскую культуру, которая пришла в Старый Свет после Великих географических открытий), из которой делали крупы и муку. Высокая всхожесть и вкусовое сходство с пшеном позволили этому зерну быстро завоевать украинскую территорию. А. Скальковский, характеризуя питание запорожцев, называет вместе малаи и мамалыгу - «тесто из пшена или кукурузы, которое ели без соли, но с соленым сыром, а иногда с пастрямою (то есть мелко рубленой бараниной)». Он писал: «От молдаван они [казаки] переняли потребление мамалыги или теста из кукурузы, и от того разводили ее по огородам, наравне с луком и чесноком, которыми они делились с татарами».

Особенностью козацкой походной и повседневной кухни было использование различных мучных болтушек. Распространенным мучным блюдом у запорожских козаков была саламаха. «Саламаха-затираха, затрем – поедим», – говорили в народе про это универсальное блюдо. Как же готовилась эта мучная болтушка? Из гречневой, ржаной, пшенной или пшеничной муки (какая была под рукой) разбалтывали жидкое тесто, вливали в подсоленный кипяток и «заваривали». Вот и вся кулинарная премудрость. Готовую колотуху заправляли салом, сухой рыбой, зеленью. Крупа (чаще всего пшено), соединенная с мукой, называлась у козаков «тетерей». Вот что рассказывал одному исследователю козацкой старины дед из приднепровского села: «Тетеря да мед – это козацкая еда была. Тетерю варили из муки и из пшена. Тесто замешивают, чтобы прокисло, тогда варят кулеш; как только пшено начинает раскипаться – бросают тесто и доваривают. Когда готова тетеря, тогда разводят мед в горячей воде, бросают в тетерю и едят, как кутю. Тетерю можно есть с медом холодной и горячей». Вот и еще одно преимущество козацкой мучной еды, которую можно есть в любом виде. За серо-желтый цвет тетерю называли «рябком».


Рябка, тетерю, саламаху —
Як не було — поїли з маху…

На закуску куліш і кашу,
Лемішку, зубці, путрю, квашу…

Иван Котляревский, "Энеида"

В сложенном Н.В. Гоголем словарике к «Энеиде» Котляревского читаем: «Саламаха - мука ржаная или пшеничная, кипящей водой разбавленная с добавлением соли и вареная до тех пор, пока уварится подобно густому киселю». В думе XVII в. упоминается «житняя соломаха с туслуком» (то есть рассолом). Французский военный инженер и картограф Гийом Левассёр де Боплан описывал «соломаху» как вареное в воде тесто, смешанное с вареным пшеном, кисловатое на вкус. Казаки, по его мнению, очень любили эту простую пищу, сам же он не считал ее вкусной и употреблял только по необходимости. В книге немецкого натуралиста, этнографа и путешественника Иоганна-Готлиба Георги описывается быт казаков XVIII в. и сообщается, что печеный хлеб часто заменяли «саламатой». Подобную запись можно найти у казацкого летописца истории Войска Запорожского Григория Ивановича Грабянки: «Пища их бе житное тесто квашеной зовомое саламата редко сваренное, и тем суть доволни». Украинский исследователь истории украинского казачества Дмитрий Иванович Яворницкий в перечне обычных казацких блюд называет соломаху или саломать - «ржаную муку, густо сваренную на воде», тетерю - «ржаную муку или пшено, не слишком густо сваренное на квасе» и щербу - «ту же редко сваренную муку на рыбьей ухе». Такая же жидкая мучная каша у россиян известна как «саламах», «саламата», «соломаха». Российский этнограф и литературовед Николай Фёдорович Сумцов выдвигал, очевидно, справедливо предположение, что название это заимствовано украинцами и русскими у татар, которые называли мелко крошеную или тертую в руках лапшу «салмой». В современных тюркских языках слово «salma» означает разновидность блюда, приготовленного из риса или теста.


Фасолевая соломаха
Это простое и вкусное блюдо карпатской кухни не так часто встречается в карпатских колыбах, а напрасно. Ведь оно не только вкусно, но и весьма полезно. Фасоль содержит большое количество белков, калия, витамина Е.
Для приготовления карпатской фасолевой соломахи потребуется стакан фасоли, пара луковиц, немного растительного масла для жарки, соль и перец.
Фасоль необходимо с вечера промыть и замочить на ночь. Потом отварить. В зависимости от сорта и времени года варить фасоль надо 1,5-2 часа, а то и больше.
Отварную фасоль пропускаем через мясорубку или перебиваем в блендере. Солим, перчим и хорошенько вымешиваем.
Мелко резаный лук обжариваем на сковородке, добавляем фасолевую массу, перемешиваем и тушим на небольшом огне минут 5-7, постоянно помешивая. Фасолевая соломаха готова!


Улучшенный вариант саламаты, в которую добавлялась еще и пшенная крупа, называется - тетеря или рябко. Для приготовления тетери казаки брали ржаную муку, разводили ее молоком или водой с медом, чтобы получилось жидкое тесто, после этого его ставили прокиснуть. Когда тесто загустеет его можно было использовать. Так, запорожцы часто брали такие заготовки с собой в поход. Готовое тесто казаки бросали в казан с водой, добавляли туда пшена, рыбы или раков и варили до готовности. Готовая тетеря получалась серо­-желтого цвета, заправляли ее толченым салом с луком и чесноком либо зажаркой (лук на подсолнечном масле). В лучшие сытые времена тетерю готовили на рыбной или мясной юшке, а вот постную иногда заправляли хреном с квасом, не забывая о чесноке. Часто для приготовления тетери вместо ржаной муки использовалась гречневая.

Неподражаемая Солоха (Людмила Хитяева)
и ее страстный поклонник Черт (Георгий Милляр).
Кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961)
Позже в других регионах тетерю стали называть кулешом, а ближе к XIX века ее рецепт усложнился. "Кулешъ, кулишъ, кулiшъ м. юж. кашица, размазенька; саламатка, завара разнаго рода; жидкая размазня, похлёбка съ солониной ряз. изъ гороховаго толокна съ саломъ и пр.", - писал Владимир Даль. Кстати, записывая обычаи, Владимир Даль обнаружил, что в некоторых краях созвучным словом — саламаха или солоха величали нерасторопных, вялых женщин (а кроме того, это - одно из редких названий для ведьмы, заверенное в украинских памятках XVII века). Очень уж они медленные и тягучие, как саламата. Соло́ха - "неопрятная, косматая женщина", также "русалка", псковск. , тверск. (Даль) , соло́ня "неопрятная женщина" (Даль) , укр. соло́ха "ведьма" (XVII в. ; см. Брюкнер, KZ 43, 403 и сл.) . От ж. имени собств. Солоха, образованного от греч. имени Σαλώμη "Саломея", дочери Ирода Антипы, которая добилась смерти Иоанна Крестителя (Брюкнер, там же; Зеленин, ИОРЯС 9, 2, 357; Бессараба, Сб. ОРЯС 94, стр. 558). •• [Унбегаун (BSL, 52, 1957, стр. 176) производит солоха из Соломонида – имени собств. , распространенного в XVI–XVII вв. – Т. ] … А "саламатить" — это говорить пространно, вяло и пусто…


Несравненая Солоха. Байка

Водит за нос, ох неплохо, несравненная  Солоха…
Зажигает мужиков, глянет раз и он готов.
Любит наш мужик покушать, а не радио послушать,
Любит каждый, как годится зажиматься с молодицей…

А Солоха, ох Солоха, знает нрав мужской неплохо,
В рюмку градус наливает и отлично угощает.
Вот и лезут усачи, словно сажа из печи,
Только баба не простая, ведьма с чёртом зажигает…

Звёзды в небе собирает, и луну в казан бросает…
Гоголь образ описал, в нём на что-то намекал:
Наша ненька Украина, тоже женщина – картина,
Завлекает, отвлекает, власть в ней с чёртом управляет.

Из бюджета, в свой карман, а народ не сыт, но пьян.
Олигарх враньём поманить, и в который раз обманет.
Водит за нос, ох неплохо, власть, - народ свой, как Солоха,
А мы слюни распускаем, звёзды с неба не хватаем.

Как живётся, так живём, ананасы не жуём,
Снова хлеб подорожал, доллар с рынка убежал…
СМИ с утра всем угрожает, даже соль подорожает,
В страхе весь народ живёт,  власти новый шанс даёт.

Написано до майдана.
© Людмила Тельминова -Пензий, 2012


Солохой так же называют повязку из полосочки ткани, завязанную узлом с характерными торчащими краями-уголками. Свое название в честь знаменитой гоголевской героини «солоха» получила только у нас. Впрочем, произошла небольшая ошибка – та самая Солоха носила не повязку, а платок, полностью прикрывающий прическу. Ассоциация же возникла благодаря характерному способу завязывания – спереди надо лбом, с задорными «рожками»!

Солоха и дьяк. 1926 Репин Илья Ефимович
А вообще подобный аксессуар не имеет прямого отношения к украинской этнике и был придуман в Америке – в годы расцвета стиля пин-ап. Кокетливые пин-ап красотки украшали такой повязкой свои кудрявые головки, и носили ее с мини-шортиками, джинсовыми комбинезончиками, клетчатыми рубашками, и, конечно же, с симпатичными платьицами…


Подобный look будет весьма актуален и в наше время: джинсы или джинсовые шорты, завязанная на талии рубашка, каблуки, повязка-солоха на голову – как носить этот аксессуар, показывают знаменитости (Рианна, Кристина Агилера, Гвен Стефани).

Образ в стиле рокабилли
Затем «солоху» начали носить «стиляги» — с пышными платьями. Бантик на повязке «съехал» набок, а вместо кудряшек появились высокие прически, пучки и начесы.


Полюбили эту простую повязку, которую можно сделать из любого небольшого лоскута ткани, и хиппи – они стали носить ее с распущенными волосами.

В последующие десятилетия «солоха» то исчезала из моды, то вновь привлекала к себе внимание дизайнеров и модников. А последние несколько лет такая повязка умудряется оставаться просто хитом среди аксессуаров для волос!

Солоха и пан Голова
Гончаренко Ольга Валентиновна
Классическая «солоха» — это полоска ткани или свернутый в жгут платок, который нужно завязывать на голове самостоятельно. Но к счастью, модная индустрия облегчила нам жизнь – выпускаются готовые повязки с зафиксированным «бантиком», эластичные повязки (с резинкой внутри), а также ободки, имитирующие повязку-солоху.


Как завязывать повязку солоха на распущенные волосы?

Казалось бы – вариантов немного? Но небольшие нюансы позволяют создавать совершенно разные прически! Важно, как завязать повязку солоха – насколько близко ко лбу.

По линии роста волос (прикрывая ее) есть смысл завязывать широкую «солоху». В этом случае хорошо, если укладка имеет объем – например, волосы завиты в кудри от корней. Длинные и густые волосы, напротив, можно выровнять.

Короткой стрижке надо придать объем с помощью фена, расчески и укладочных средств – готовая укладка может разниться в зависимости от вашей стрижки. Совсем короткую стрижку можно зафиксировать «дыбом» в области затылка!

Второй вариант – завязать солоху, отступив от линии роста волос примерно на один-два сантиметра. Так носят ободки-имитации повязки.

Много интересных вариантов появляется, если завязать «солоху» с большим отступом – почти на середине макушки. Лицевые пряди можно завить локонами или сделать из них широкую «волну».

Если у вас есть челка, то ее в любом случае нужно оставить с лицевой части. Хорошо с повязками такого типа смотрятся ровные «школьные» челки, но интересна и асимметрично подстриженная челка (либо ровную челку можно зачесать чуть наискось).

А еще «солоха» — просто палочка-выручалочка для девушек, которые находятся на этапе отращивания челки и желают как-то спрятать отрастающие пряди и открыть лоб!


Повязка на голову «солоха»: как носить ее с пучком?

Пучок и повязка-солоха – отличное решение стильной прически, как по особому случаю, так и на каждый день! Но чтобы такая прическа смотрелась гармонично, пучок должен быть:
  1. Высоким. Не над шеей!
  2. Достаточно объемным. Если длины и густоты своих волос не хватает для создания крупного пучка, можно воспользоваться специальным валиком для объема.
Форма пучка может быть любой, но лучше отказаться от сложного плетения: повязка-солоха сама – очень «активный» элемент прически, а обилие дополнительных деталей только «перегрузит» прическу.


Еще один вариант, как правильно носить повязки «солоха» — с высоким «конским хвостом». Но тогда хвост нужно закрепить нейтральной, не бросающейся в глаза и не контрастирующей с повязкой резинкой, либо обернуть основание хвоста прядкой волос поверх резиночки.

Наташа Королева. фотосессия для журнала «Модерн», 2006
Несколько советов по выбору аксессуара

Что касается самой солохи, тут может быть огромное количество вариантов её использования.


Повязка может быть абсолютно любой длины. Не переусердствуйте, но не забывайте о том, что излишек ткани можно скрыть за причёской. А это значит, что следует выбирать как можно более длинную солоху.

Не бойтесь большой ширины. Солоха не должна быть размером с тонкий ободок, она предназначена не только для красоты, но и для удобства. Как правило, девушки выбирают повязку на голову шириной 2–3 сантиметра, но на длинные волосы можно сделать и 5-сантиметровый аналог.

Глюдза Ирина Юрьевна. Солоха
Плетите, что душе угодно. Гоголевская героиня завязывала повязку, оставляя наружу два длинных конца, что придавало её образу нелепый и комичный вид. Но современный аксессуар предназначен для того, чтобы подчеркнуть романтичность и игривый стиль. Соответственно, наверху вы можете делать узелки, бантики, добавлять заколки и броши.

ИВАНОВ А.Г. Крынка молока
Завязывайте снизу. Если вам некогда сооружать аккуратный бантик, закрепите ткань внизу, у самого основания шеи. К тому же, так образ будет более сдержанным и взрослым.



Выбирайте яркие расцветки. Не дайте повязке на голове слиться с вашим цветом волос, включите её в общий образ, играйте с цветами.


Столь универсальный аксессуар создает различные силуэты: романтической мечтательницы, деловой успешной девушки или безмятежно отдыхающей.
  • Для деловой «солохи» предпочтительны коричнево-бежевые пастельные оттенки, но возможна и двухцветная яркая комбинация: черно-красная, сине-черная. Однако пусть она не будет эпатажной. Бант сбоку выглядит элегантно, а концы спрячем, загнув их.
  • Романтичной «Солоха» будет под цвет платья. А мотивы, узоры красивы любые: плавные линии, цветы, овалы и круги. Нежные цвета успешно завершат образ: бирюзовый, голубой, розовый, светло-фиолетовый, салатный. Бант немного сбоку – это придаст виду особую легкость.



А еще СолоХа эт такая украинская певица, это воплощение Солохи в современном мире: ей свойственна искренность, природная сексуальность и свой собственный неповторимый стиль. Венцом образа СолоХи является традиционный украинский головной убор. В 2016 г. СолоХа уже представила дебютный клип на песню «Омана» и основала новый музыкальный стиль Pop-Punk-Folk! Теперь украинские народные песни можно слушать по-новому. Съемки клипа певицы СолоХа проходили в ноябре, режиссером стала Елена Шрамко — генеральный директор кинокомпании «Guliver cinema», продюсер и успешный режиссер. Премьера клипа состоялась 15 декабря на канале М1. Известный украинский продюсер Владимир Бебешко представил свой новый проект, опубликовав на своей странице в Facebook видео с сексуальной блондинкой. "Люблю українську природу, гарячий борщ, холодну воду i повну пазуху цицьок!!“ - написал он в соцсети.


Но вернёмся к кулешу. Сейчас кулеш усовершенствовали: в него добавляют картофель, хотя ее не было в первоначальном рецепте. При этом в каждом регионе кулеш готовят по своему. Процедура приготовления кулеша очень проста. Пшено нужно промыть несколько раз тёплой водой, потом ошпарить кипятком, варить до почти до готовности. Готовность кулеша определяется просто: вся крупа должна полностью развариться и образовать кашеобразную массу. Тем временем нарезать сало шпик, обжарить, нарезать лук, обжарить. Насыпать всё это в кулеш, посолить по вкусу, есть с удовольствием. Кулеш удобно готовить и дома, и в полевых условиях. Поэтому другое название кулеша — «полевая каша». Естественно, способ приготовления кулеша универсален, и его можно использовать для любой другой крупы (что и делали, когда под рукой не было пшена; использовался даже горох). Кулеш можно варить на воде, на молоке, на сыроватке, на остатках от взбивания масла. Кулеш готовился или просто как крупа, или с рыбой (в том числе сушёной), с мясом (в том числе с солониной), с салом и т.д. (подробнее о кулеше здесь).

Памятник галушкам в Полтаве
Основное казацкое блюдо - саламата - стало прототипом и для галушек. "Казаки привыкли к мучным блюдам, но земледелие на Сечи развито не было, - считает знаток казачьей культуры Михаил Чередниченко. - Муки было мало, ее в основном привозили из походов. Поэтому казакам приходилось придумывать, как ее правильно использовать". Так появились галушки: они были более питательны, и стали одним из основных блюд у вольных украинских воинов.

гранитная казацкая миска на о. Хортица
Один из трех скалистых островков, которые называются Три стога или Три столба, напротив Днепрогэса, неподалеку от северной оконечности самого большого на Днепре острова Хортицы в народе называют Козацкой Миской. Дело в том, что посредине каменного валуна находится углубление правильной округлой формы. Поговаривают, что в этой ямке запорожцы варили галушки. Наливали туда воды и бросали раскаленные камни.


Но поскольку миска очень большая, то у них были длиннющие ложки и казаки кормили друг друга. Как-то на выставке "Хортица через века" в Выставочном зале Союза художников была выставлена забавная картина Натальи Деревянко на эту тему. Рядом — миска поменьше. Интересно, что благодаря водорослям в большой миске вода красного цвета, а в маленькой — зеленого.


Лемішка (лемешка) — незаслуженно забытое старое казацкое кашеобразное мучное блюдо из гречневой муки подобное саламахе. Эту запеканку из гречневой муки упоминал Котляревский в «Энеиде», как традиционную для «троянцев» еду. Ели лемешку преимущественно в пост с растительным маслом или с «постным» молоком из конопляного или макового семени. Вне поста к лемешке прилагались жареный в растительном масле лук и собственно мясо. Существовали также рецепты с салом, шкварками, а также с простоквашей и кислым молоком. Для приготовления этого блюда нужно поджарить гречневую муку, развести её солёным кипятком (постоянно помешивая и растирая). Вода и мука берутся примерно в пропорции 2,5:1. Основная трудность в приготовлении лемишки – растереть муку без комочков. Наши предки использовали для этого деревянную лопатку. Потом загустевшую массу ставили в печь на час. Ну а потом ели с жареным луком и удовольствием. К столу такую запеканку подавали только в горячем виде, а из холодной лемешки делали что-то наподобие лепёшек или коржей, которые азывались плесканы: запекали их в печи или обжаривали на растительном масле. Плесканы, как их называли, посыпали обжаренным и истолченным конопляным зерном и ели вместо хлеба.


42. Лемишка. Поджарить ситной или гречневой муки поджаривъ, развести соленымъ кипяткомъ; сложить въ горшокъ, поставить въ печь на одинъ часъ; подавать до коровьяго масла или до поджареннаго постнаго съ лукомъ.
43. Лемишка съ коноплянымъ сѣменемъ. Сдѣлавши лемишку какъ обыкновенно, столочь сѣмя, и катать въ сѣмени лепешками, складывать въ макотру, ставить въ печь, чтобъ зажарилась.
(Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян. / Маркевич Н., 1860)


Считается, что слово "соломат" заимствовано русскими из тюркских языков. Саламат (саламаад) у бурятов называется шанаһан зөөхэй и варится на сметане. Есть каша саламат и у якутов. Рецептов саламата существует великое множество: на сметане, на масле со сметаной, на сливках с маслом, на молоке со сметаной, на пахте с маслом, на масле с водой. До того, как под влиянием русских буряты познали хлебопашество, для приготовления саламата они использовали мучнистую массу из высушенных корней различных съедобных растений, например саранки. Готовят саламат обычно в чугунной посуде. Можно использовать и другую жаропрочную. Считается, что в чугунном котле при варке саламата обильнее выступает масло. Сметану кипятят на слабом огне, постоянно помешивая деревянной ложкой. Затем в нее начинают медленно подсыпать муку, при этом убыстряя помешивание, в противном случае образуются комки, так же как при приготовлении, например, манной каши. Беспрерывное помешивание сказывается на выделении масла. Чем больше его выступает, тем лучше. Для этого подливают молоко или даже воду, разумеется, совсем немного. Опытные повара-буряты говорят, что для саламата лучше всего подходит ржаная мука грубого помола, хотя лично мне больше нравится саламат из белой муки высшего сорта. Блюдо считается готовым, когда на дне и по бокам посуды появится румяная корка и сама кашеобразная масса, вся пропитавшись маслом, перестанет прилипать к ложке. Это блюдо питательно и высококалорийно. Саламат подается в пиалах или блюдцах. Сметану лучше брать не самую свежую, а с небольшой кислинкой, тогда саламат не будет пресным на вкус и лучше раскроется его аромат. Солить нужно сметану перед добавлением муки, чтобы соль хорошо растворилась и перемешалась. Саламат можно подавать как отдельное блюдо, запивая его зеленым чаем с молоком или с вареным или жареным мясом. Можно запивать горячим мясным бульоном, если к саламату подается вареное мясо. Питательный, нежный соломат недаром называют «пищей богов» - это блюдо рекомендовали давать больным, ослабленным людям и кормящим матерям…


Рецепт саламата на сметане и сливках от Иннокентия Тарбахова, инженера-технолога ресторана «Тыгын Дархан», мастер-повара России, заслуженного работника торговли Российской Федерации, заслуженного работника народного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Нам понадобится 600 г сметаны, 200 г сливок, 50 г муки и соль. Муку берут в основном ячменную, ржаную, пшеничную грубого помола. Раньше пользовались мукой домашнего помола из зерновых, выращенных на своем поле недалеко от дома.
В сметану добавить сливки, муку, посолить, взбить мутовкой и перелить в чугунную кастрюлю, поставить на огонь. После кипения уменьшить огонь до среднего, варить нужно довольно долго, постоянно перемешивая. Если на поверхность всплыло масло — значит блюдо готово к употреблению.
Также в блюдо можно добавить изыска, для чего нам дополнительно понадобится (на одну порцию): сырая печень - 75 г, репчатый лук - 10 г, грибы (шампиньоны) - 10 г, мясной бульон - 25 г, саламат - 75 г, соль, перец, зелень.
Печень нужно очистить от пленки и нарезать кубиками. Пассивировать лук, слегка обжарить печень, грибы. Все поместить в глиняный горшок с бульоном, залить сверху саламатом и запечь в духовке при температуре 150 градусов.
Готовый саламат должен покрыться румяной корочкой, по краям выделяется жир. Подавать в той же посуде посыпав зеленью.


После трапезы "праздничные" хлопоты по обустройству дома не заканчивались. Мужчины приводили в порядок хлева, конюшни, сараи, курятники, голубятни. Женщины доделывали, что не успели до обеда, после чего одежду и белье раскладывали обратно по сундукам и комодам. К вечеру, когда бабушки с внучками еще перебирали набивку в матрацах и подушках, девушки и их матери отправлялись на посиделки. Мероприятие представляло собой соревнование в мастерстве будущих хозяек: шитье, кулинарии, вышивке. После чего начинались танцы-кадрили. Носили они не совсем развлекательный характер, ведь на посиделках присутствовали матери, у которых были и сыновья. Они-то и присматривались, насколько хорошо сумеет развлечь будущая сноха ее кровинушку. Девушкам приходилось стараться. Считалось, что из хорошей плясуньи выйдет расторопная хозяйка (отсюда, наверно и пошло слово "закадрить"). Мнение потенциальных свекровей, в какой дом сыну засылать сватов, тогда имело решающее значение. Завершались посиделки чаепитием с пирогами. Начинкой их был картофель, но один (реже два) пирога выпекали с грибами. Кому доставался грибной, считался везучим на весь год. Таким девушкам уделяли больше внимания и холостяки, они ведь были отмечены удачей и счастьем. Вдруг и женишку перепадет?


Существует ошибочное мнение, причем упоминаемое именно в Починки, что Домовой в ночь тревожит лошадей и может загнать их насмерть. Чтобы избавиться от домового, привязывают к лошади кнут, рукавицы и онучи. Однако, Домовой хорошему хозяину помощник, а никак не враг, а иначе для чего бы Домового в новый дом из старого переносили в совочке с углем от старой печи. Домовой — оберег для дома и никак не нечистая сила! Поэтому, лучше задобрить домового, оставляя для него 16 февраля горшочек каши в углу: дух увлечется угощением и не станет проказничать. Так же нельзя было в этот день брать деньги в долг и носить черные вещи – это примета, которая сулит неприятности.

nmsk.dp.ua Лес, прислал: C_20 Загрузил(а): Roman NMSK
Дата загрузки: 16 февраля 2005 10:35
Что касается природных примет, то наши предки наблюдали за природой: если на Семена и Анну снег валит хлопьями, то лето будет дождливым и холодным, до весны еще далеко, а если воробьи громко расчирикались, то весна наступит очень скоро. Так же утверждали, что 16 февраля — это начало семи крутых (морозных) утренников: три до Власия (24 февраля), на Власия и четыре после Власия.

Комментариев нет :

Отправить комментарий