четверг, 23 июня 2016 г.

23 июня - День балалайки — международный праздник музыкантов-народников


Появление Дня балалайки можно считать заслугой исключительно самих музыкантов-народников. Праздник еще не признан официально, но музыкальному сообществу это не мешает ежегодно отмечать его выступлениями и концертами.


Часто страны или даже целые континенты ассоциируются у нас с определёнными музыкальными инструментами. Мы говорим Африка, и тут же перед нами встают огромные барабаны. Вспоминаем Испанию, и перед нашими глазами возникает гитара. А каков же, по мнению большинства, музыкальный символ России?

…Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.

А.С.Пушкин, "Путешествие Онегина"

Валентин Терещенко Натюрморт с балалайкой 1999 г.
Сафронова Настасья. Натюрморт с балалайкой
Конечно же, балалайка. Вспомним всем известную народную песню «Во поле берёза стояла». Есть там такие слова: «Сделаю с берёзы три гудочка, а четвёртую – балалайку».


А в другой народной песне «Ах! Улица, улица широкая» поётся: «Как войду, войду я в сени новые, заиграю я на балалаечке!». Есть и загадки про балалайку: «В лесу выросло, из лесу вынесено, на руках плачет, а кто слушает - скачет». Есть и другая загадка:
По брюху — дорога,
Между ног — тревога,
Посередине — дыра,
И пойдет игра,
Не будет дыры —
Не будет игры.

Сергей Зимин "На ярмарку", 2010 г.
Пословицы и поговорки оттеняют характер этого инструмента, увязывают с ним характер и поступки того или иного человека.

Наш брат Исайка - без струн балалайка.
На словах - что на гуслях, на деле – что на балалайке.


Многочисленные частушки и припевки исполнялись чаще всего под балалаечный наигрыш.



Балалаечка гудит,
Жалко милого будить…
Балалаечка - гудок
Разорила весь домок.

Как на эту балалаечку
Навешаю цветов,
Чтобы эта балалаечка
Играла про любовь.

Юрий Корчагин "Бродячие музыканты" 1983 г.
Чаепитие

Балалайка, струны медны,
Чтой-то запылилася,
Выпить что ли для беседы,
Ох, как накопилося.

Заиграла балалайка,
«Трынди-брынь» затренькала,
Ну, давай-ка наливай-ка
Чаю с карамелькою!

Что-то как-то надоело
Мне с тобой чаёвничать,
Балалайка запотела,
Водку пить мне что ль начать?

Балалайку я украсил
Звёздочками, блёстками,
Привязался дядя Вася,
Мол, сыграй Чайковского.

Павел Малов

Валерий Беленикин "Песня" 2006 г.
Не пугайся огня,
Не ходи сторонкой,
Ах, ревнуйте меня
Только к струнам звонким.

Я весь свет обошел
С песнею летучей,
И сказать вам пришел
Я на всякий случай:

По душе, может, вам
Роль моей хозяйки?
Я всю жизнь вам отдам,
Кроме балалайки.
У подружки моей
В струнах есть мечтания.
Я хожу вместе с ней
К милой на свидание.

Играй, играй, балалаечка,
Звезда висит над лесочком.
Ах, балалаечка, балалаечка, балалаечка -
России удивительная дочка!

(Юрий Визбор. Балалайка. 24-26 ноября 1975 г.)

Дмитрий Белинский
Идея праздника родилась у президента Российского клуба музыкантов-народников Дмитрия Белинского.


Историческим основанием для выбора даты стало первое документальное упоминание о балалайке в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», который датируется 23 июня 1688 года, в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве «в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили».

Клавдий Лебедев Пляска. 1900 г.
Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».


Считают, также, что впервые упоминается балалайка во времена правления Петра I (конец XVII века). Тогда балалайка была распространена среди крестьян. На ней играли скоморохи, веселившие народ на ярмарках. Это были не совсем такие балалайки, какими мы привыкли их представлять сегодня. Они сильно различались по форме и строю, тем более что ещё не существовало какого-либо стандарта и каждый мастер делал инструмент на свой лад. Поэтому балалайки могли быть и круглыми, и треугольными, и четырёхугольными. Струны на них были также в разных количествах - от 2 до 5.


Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, — подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки. Я. Штелин говорил о Петре I, что он «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки…»

Игорь Сидоров "Семен"
Вера Ватага "У самовара", 2007 г.
В конце XVIII века слово начало проникать и в высокую литературу, например, оно встречается в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку». Популярность балалайки в народной среде была настолько велика, что многие известные русские писатели и поэты отмечают в своих произведениях этот факт как далеко не рядовое явление в культурной жизни России. Вспомним: Н.В. Гоголь "Мёртвые души", Ф.М. Достоевский "Записки из мёртвого дома", Л.Н. Толстой "Война и мир", А.Н. Островский "Не было ни гроша, да вдруг - алтын" и "Правда - хорошо, а счастье - лучше", М.Ю. Лермонтов "Русская мелодия", сочинения Пушкина, Майкова, Тургенева, Герцена и др.

Русский народный инструмент неоднократно звучал и в аппартаментах императорских дворцов (например, балалаечные номера были включены в торжества по случаю коронации Екатерины II; орловский помещик инкогнито играл при дворе Николая I народные песни и наигрыши; по свидетельству историка Н.Эйдельмана, Павел I сам поигрывал на балалайке). В Амстердаме под нее танцевала даже курфюрстина Софья Ганноверская с дочерью Софьей Шарлоттой, курфюрстиной Бранденбургской, и сыном, кронпринцем Георгом Людовиком, августейшим наследником английского престола...



Андрей Болконский был настоящим виртуозом в игре на балалайке, а научился он этому искусству игры у своего отца графа Болконского... ("Война и мир", Лев Николаевич Толстой)

Однажды к Льву Толстому в Ясную Поляну приехал известный балалаечник Борис Трояновский, у них состоялась интересная беседа, записанная секретарем писателя Д. П. Маковицким: «...В перерывах, между игрой, вели беседы, Лев Николаевич говорил, что есть преимущества скрипки и голоса и есть преимущества балалайки. В скрипке и голосе — тон, главное попасть в самую точку тона; в балалайке — техника и ритм. Потом Лев Николаевич заметил Трояновскому, что в его переложениях русских песен на балалайку - например, «Барыни» - есть изменение темпа, а этим нарушается характер. На это сыграли ещё раз «Пивную ягоду». Когда играли «Светит месяц», Лев Николаевич сиял улыбкой...».

К началу XIX века относится сочинение для балалайки - вариации на тему русской народной песни "Ельник, мой ельник", написанные большим любителем балалайки, известным оперным певцом Мариинского театра Н.В. Лавровым. Вариации изданы на французском языке и посвящены […] композитору А.А. Алябьеву. На титульном листе издания указано, что произведение написано для трёхструнной балалайки, что свидетельствует о широкой популярности в тот период трёхструнного инструмента". Таким образом, сочинение Н.В. Лаврова пока, является первой оригинальной пьесой письменной традиции в истории балалайки.

П. Е. Заболотский. Мальчик с балалайкой (1835).
Форма корпуса балалайки была изначально округлой.
В украинском языке слово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII века, повествующих о «татарине игравшого у балабайку». Такая форма «балабайка» присутствует также в южнорусских диалектах и белорусском языке. Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит "разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать" (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатопею варвар). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домры. По версии М.И. Имханицкого, балалайка пришла в народный быт на замену исчезнувшей домры: "Народу нужен был струнный щипковый инструмент и прежде всего - для сопровождения плясовой музыки. Необходим был струнный тамбуровидный инструмент со звонким, подзадоривающим к пляске, ритмически точным звучанием. И главное - инструмент максимально простой в изготовлении […]. Балалайка ХVII - ХVIII веков явилась не чем иным, как фольклорным вариантом профессионального инструмента - домры […]. Именно в любительской сущности изготовления балалайки, условиях её бытования крылось и отношение к ней: она стала атрибутом несерьёзного исполнительства, балагурства. С таким отношением и пришлось на протяжении долгого времени вести тяжёлую борьбу В.В. Андрееву". Интересна еще одна из версий того, как появилась балалайка: "...Когда к нам завезли из Индии ситару, этот инструмент вначале не получил широкого распространения. Большой, неудобный, 18 струн. Но со временем наши народные умельцы его усовершенствовали. Во-первых, уменьшили размеры для удобства ношения под тулупом в зимние морозы. Во-вторых, убрали много лишних струн. Стало возможным быстро настраивать, одновременно похмеляясь. Кто не успевал опохмелиться, придумали стиль игры "трясущаяся рука". А чтобы удобнее было драться в клубе на танцах, изобрели 2 острых угла. Так появилась балалайка". В народе же балалайка вошла в обиход после того, как по указу царя Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий» были уничтожены все народные русские музыкальные инструменты: домры, гусли, дудки и свирели...

Петр Соколов "У ворот"
Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Великий украинский писатель Николай Васильевич Гоголь рассказывает, что в ход шли «…молдованские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двухструнные лёгкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня…»

Более полутора столетий балалайка занимала достойное место в жизни русского человека, скрашивая его нелегкую судьбу. Она была созвучна своему времени, придя на смену гуслям, гудку, волынке, уступив впоследствии свои позиции сперва гитаре, а затем гармонике. "Развитие гармонного производства интересно так же, как процесс вытеснения первобытных народных инструментов и процесс создания широкого, национального рынка; без такого рынка не могло бы быть детального разделения труда, не достигалась бы дешевизна продукта. Благодаря дешевизне гармонии почти повсеместно вытеснили первобытный струнный народный музыкальный инструмент - балалайку" (Ленин В.И. Полн .собр. соч. 5-е изд. Т.18 - М.,1961. - С.158).


К концу XIX столетия в эволюции русского народного инструментария наступили значительные перемены. Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю, сыну небогатого тверского помещика Василию Васильевичу Андрееву, который обучался в Петербурге игре на скрипке у знаменитого скрипача Галкина, а услышав, как его работник Антип играет на балалайке, стал искренним поклонником этого инструмента (даже бросив скрипку) и виртуозно владел им, и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600—700 мм). Весной 1886 года Василий с помощью с петербургского скрипичного мастера В.В. Иванова создал первую концертную балалайку с пятью врезными ладами, жильными струнами, корпусом из гулкого горного клена и грифом из черного дерева. Андреев с большим успехом давал концерты в Петербурге, играя на балалайке, и таким образом поспособствовал росту популярности этого инструмента.

Памятник "коми Страдивари" - Семену Налимову
село Выльгорт, райцентр Сыктывдинского района
Ходит легенда, что Василий Васильевич сконструировал усовершенствованную концертную балалайку и принес свои чертежи известному петербургскому скрипичному мастеру В.В. Иванову. Иванов почувствовал себя оскорбленным и наотрез отказался делать «мужицкую балалайку». Тогда Андреев достал свою старую балалайку, купленную на базаре за 35 копеек, и виртуозно сыграл на ней народную песню. Иванов сдался, но согласился делать балалайку только на условиях полной секретности. Вот с этой-то концертной балалайкой и покорил Василий Андреев петербургскую публику. Через два года Андреев создал «Кружок любителей игры на балалайках», превратившийся впоследствии в «Великорусский оркестр» - первый оркестр русских народных инструментов, снискавший мировую славу.

В 70-х годах по чертежам Андреева петербургский музыкальный мастер Ф.С. Пасербский создал хроматическую балалайку приму и её разновидности. В его руках балалайка приобрела тот вид в котором она дошла до наших дней. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.


Впервые в истории музыки, со сцены звучала балалайка в декабре 1886 года. И было это в зале Дворянского собрания. Успех был полным. На следующий день «Санкт–Петербургская газета» с удивлением писала: «великолепная игра В. Андреева на балалайке заставляет забыть о низменном происхождении этого инструмента»... Осенью 1918 года Андреев предпринял большую поездку со своим коллективом, переименованным в «Первый народный оркестр», по Северному и Восточному фронтам гражданской войны. Выступал и перед легендарными чапаевцами. Но эта поездка была для Андреева последней: он сильно простудился и в ночь на 26 декабря 1918 года скончался...

Балалайка (ПЕЧЁРСКИЙ ИГОРЬ)
Когда грек создавал арфу, он думал о женщине.
Когда итальянский мастер создавал скрипку, он думал о женщине.
Когда испанский мастер создавал гитару, он думал о женщине.
А о чём думал русский мастер, создавая балалайку?

Diego Rivera Still-Life with Balalaika. 1913 г.
Впервые День балалайки отметили в 2008 году. Праздник тогда оказался связан сразу с двумя «балалаечными» юбилеями: исполнилось 320 лет первому документальному упоминанию инструмента и 125 лет прошло с даты, когда с балалайкой впервые познакомился музыкант, создатель и дирижер первого Национального оркестра русских народных инструментов Василий Васильевич Андреев. Фактически это событие положило начало развитию искусства игры на народных инструментах в том виде, в каком оно сейчас знакомо нам.

В.В. Андреев
Рассказывают, что летом 1883 года, путешествуя по своему марьинскому имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал, как его дворовый Антип исполнял на примитивной балалайке "Вдоль по Питерской". Андреева поразила особенность звучания этого инструмента, ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов: "Я помню, что тогда же как калёным железом выжглась в мозгу мысль: играть самому и довести игру на балалайке до совершенства. Не знаю, что сильнее руководило мной - инстинкт или национальное чувство. Я думаю, что было и то и другое, а соединение их дало мне ту силу, которая не знает на своем пути преград и не останавливается ни перед какими жертвами в своем стремлении довести дело до конца". И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам научился играть, потом заметив, что инструмент таит в себе огромные возможности, задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить.


Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он пригласил мастеров: Пасербского и Налимова, и они совместно разработали целое семейство балалаек: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. В 1889 году Андреевские балалаечники появляются на Всемирной выставке в Париже. Триумф их был необычайным. «Не успели закончиться первые выступления, а в фешенебельных магазинах Парижа появились новые модные духи «Светит месяц» дамское туалетное мыло «Под яблонькой». Даже остроносые Андреевские галоши стали предметом парижской моды...» В день 25-летнего юбилея оркестра в приветственной речи Ф. И. Шаляпин, обращаясь к Андрееву, сказал: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку - балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир...».


В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром. Из балалаек только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса.

Постер к фильму "Балалайка", США,
режиссер Райнхольд Шюнцель
Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского. В США даже появилось «Акционерное общество эксплуатации балалаек и гуслей».


Впрочем, в США до сих пор действует запрет на продажу русских балалаек. История вопроса восходит еще к предвоенному времени, когда Франклин Рузвельт подписал секретный указ о запрете балалаек на территории страны сроком на 10 лет. Это случилось в 1940 году и с тех пор декрет регулярно продлевается. С 2000 года указом Клинтона запрет распространен и на Аляску, которая являлась единственным местом, где продажа была разрешена, т.к. балалайка на Аляске считается народным музыкальным инструментом. Во времена Рузвельта эти земли еще не имели статуса штата, поэтому запрет удалось обойти, благодаря лазейкам в законодательстве. 2 октября 2010 года президент США Барак Обама продлил запрет на продажу балалаек в США еще на одно десятилетие. Причиной запрета формально стал тот факт, что балалайка была запрещена в царской России православной церковью и государством ибо "позволяет глумиться над властью". Разумеется, в СССР запрет был снят, но в в США сей экстремистский инструмент остался под запретом. На самом деле запрет на продажу балалаек - это ответ США на демарш тогда еще СССР, который запретил продавать ковбойские шляпы. В 1954 году шляпы в СССР продавать разрешили, а запрет продажи балалаек в США так и остался. На сегодняшний день является составной частью поправки Джексона-Вэника. В наши дни запрет сохраняется в неполной форме. Играть на балалайке не запрещено, хотя для этого нужно иметь специальную лицензию. Не допускается массовая продажа этого инструмента и промышленное изготовление. Одиночные частные продажи разрешаются. Вот поэтому Книга Дж. Флинна "Как изготовить балалайку", увидевшая свет в 1984 пользуется фантастической популярностью и выдержала уже 9 переизданий. Для простого американца, желающего насладиться звуками балалайки, нет иного пути, как изготовить ее самому...



Цап Владислав (род. 1954) Тум-балалайка.
Популярна балалайка и у евреев. В фольклоре восточноевропейских евреев (ашкеназов) есть даже песня "Тум-балалайка" (на идише טום־באַלאַלײַקע - "звучи балалайка") — одна из любимых песен евреев на идиш. Известна в Польше, России, а последнее время — также в Израиле. В этой песне парень задаёт девушке вопросы (загадки), а та, в свою очередь, отвечает на них. Загадки традиционно ассоциируются с любовью и ухаживанием. Народные варианты песни существовали уже давно, но текст (загадки в песне, например: «что выше дома? (труба)», «кто проворней мыши? (кошка)» и т. д.) — был весьма разнообразным. Но что долго рассказывать? Лучше 1 раз послушать:



Известна балалайка и в Японии.

Юрий Красавин-Белопольский
"Петрушка с балалайкой".
До превращения Андреевым балалайки в концертный инструмент, она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.


Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы)) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна «соль», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.



группа "Белый день" - один из первых "народных" коллективов, кто в начале 90-х начали активно исполнять на русских балалайках "фирменную" музыку. Сейчас "Белый день" сделал "перезагрузку" старой программы "Балалайка ин Рок", придав ей больше драйва, эксцентрики, шоу и проч.


День балалайки отмечают профессиональные исполнители, играющие на разных русских народных музыкальных инструментах, творческие коллективы, просто любители, музыканты-народники Европы, Латинской Америки, Австралии, США, ЮАР, Украины, Беларуси, Казахстана и, конечно, России.



Начиная с 2010 года в Крыму проходит фестиваль в честь праздника. В течение июня здесь организуются выступления музыкантов-народников, которые завершаются большим гала-концертом 23-го числа.

Тем временем в Москве(на фестивале фантастики, 2015)
Дарт Вейдер и имперский марш на балалайке

В марте 2013 офицеры попросили Шойгу убрать из воинских частей балалайки, так как ни разу не получали ни балалаек, ни домр.

Согласно приложению к штатам воинских частей, принятому еще 1990-е годы и до сих пор не утратившему силу, в каждой ротной комнате досуга должны находиться музыкальные инструменты, которых на практике уже давно нигде нет. Однако инспекторы при желании всегда могут наказать командиров за невыполнение директивы.

В Главном организационно-мобилизационном управлении (ГОМУ) Минобороны заявили, что по итогам учебного 2012 года получены сотни предложений помощников командиров частей по работе с личным составом об отмене устаревших приложений: «В конце учебного года, а это ноябрь–декабрь, командиры бригад, их заместители, в том числе помощники по работе с личным составом, а также начальники родов войск и служб обязаны представить предложения по оптимизации штата бригад и их подразделений. В этот раз особенно много жалоб на балалайки с домрами».

Полоцкий кадетский корпус в изгнании. Сараево 1925 г.
Оркестр балалаечников.
В центре - генерал Адамович и Леонид Буйневич ( с балалайкой)
Любопытно, что даже историки армии затрудняются сказать, когда и почему в приложениях появились балалайки и домры. Скорее всего этот пункт в приложениях к штату служит средством держать на коротком поводке неугодных офицеров.


Сногсшибательный клип Оли Поляковой – это кич-пародия на ставшее трендом в мировом шоубизе видео корейца PSY «Gangnam Style», на современную рекламу и на традиционные стереотипы в представлениях западного мира о русской культуре.
- Это наш ответ Ким Чен Ыну! - говорит Оля, забывая, а скорее всего не зная, что внук Великого Чучхе не имеет никакого отношения к PSY и вряд ли знает о его существовании, впрочем как и о самой Оле...
- Пока одни пытаются подражать «Gangnam Style», мы покажем всему миру, на что способен настоящий «Russian Style» - бесмысленный и беспощадный!» - заявляет певица.


Впрочем, если вы думаете, что на балалайке можно играть только "Во поле березку" и "Калинку-Малинку", то сильно ошибаетесь. На балалайках можно играть и мировые хиты:



Балалайкам даже памятники ставят:


В севастопольском детском экопарке "Лукоморье" (Крым) в 2014 году к Международному фестивалю народной музыки "Самородки" установили 4-метровый памятник балалайке.


Установка 23 сентября 2011 года памятник балалайке в городе Бежецке Тверской области, в начале липовой аллеи, была приурочена к 150-летнему юбилею со дня рождения выдающегося музыканта, уроженца этих мест, В.В. Андреева.


В сентябре 2014 в Хабаровске установили скульптурную композицию, подаренную китайским Харбином в честь 20-летия установления побратимских связей. Красная пипа и желтая балалайка замечательно смотрятся вместе. Особенно на фоне мирного синего неба.

А еще балалайку любят девушки:

Богданов-Бельский Николай Петрович.Деревенские друзья.
Istvan Macsai, Woman with balalaika
Кевин Байлфусс "Девушка с балалайкой"
Рюрик Васильевич Тушкин "У самовара" 1991 г.
Ляпкало Виктор. Музыкальная дама с балалайкой
Украинская телеведущая и певица Веста Сенная
безбашенные девчонки из самой сумасшедшей норвежской группы "Katzenjammer".
где-то в Сибири
Жизнь и карьера обыкновенного дизайнера в России. AIC

Можно еще добавить, что существует коктейль, называемый "Балалайка" Этот классический коктейль был придуман еще в 30-е годы ХХ века Аленом Невером. Рецепт его очень прост. 50 мл водки, 25-30 мл апельсинового ликера (Трипл-сек или Куантро), 20-25 мл сока лимона (желательно свежевыжатого и отфильтрованного) налить в шейкер со льдом и взболтать. Процедить в коктейльный бокал. Украсить цедрой лимона или апельсина. Также можно украсить долькой апельсина или лимона. "Водка и апельсиновый ликер с терпким лимонным соком создают этот простой нордический коктейль".

Есть еще вариант этого коктейля. В широкой водочной рюмке без ножки соединить коньяк и водку (1:1), наполнив ¾ её объёма. Наполненную рюмку поставить в чашку или другую посуду с горячей водой, чтобы края рюмки на несколько миллиметров превышали края чашки. Оставить на несколько минут для прогревания, накрыв рюмку лимоном. Поджечь пары спирта в рюмке на несколько секунд, затем накрыть рукой. Из-за быстрого остывания паров рюмка прилипает к руке. Вытащить её из чашки, выпить коктейль залпом, закусить лимоном. Коктейль Балалайка – алкогольный напиток на основе подогретых коньяка и водки. Довольно крепкий, яркий, истинно мужской напиток, интересный по способу приготовления и употребления. А любители «Балалайки» неформально называют себя «братством кольца» по кольцевому ожогу на ладони от горящей рюмки.


В истории балалайки были взлеты и были падения. Вот и сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Но она продолжает жить и не зря является олицетворением русской культуры.

"Натюрморт с балалайкой"
Харинова Елена Александровна, 2009 г.

Комментариев нет :

Отправить комментарий