пятница, 22 января 2016 г.

455 лет родоначальнику английского материализма Френсису Бэкону

Фрэнсис Бэкон, виконт Сент-Альбан,
Национальная портретная галерея: NPG 520
Отец современной науки, родоначальник английского материализма и методологии опытной науки, законоведения, редактор Библии, патрон современной демократии и один из основателей современного масонства, Фрэнсис Бэкон был человеком многих способностей и многих целей. Соответствуют его убеждениям и дух «шекспировских» пьес, и религиозные, философские, педагогические идеи, отраженные в них. С его именем связано множество загадок.

Френсис Бэкон родился в Лондоне 22 января 1561 г. Его семья была знатной и состоятельной. У Фрэнсиса был старший брат, занимавший одно время высокий пост при дворе Якова I. Отец Фрэнсиса, сэр Николас Бэкон, был личным советником королевы Елизаветы I, лордом-хранителем Большой государственной печати. Род Бэкона стал знатным и влиятельным всего за одно поколение до рождения философа. Дед Фрэнсиса был управляющим крупной овцеводческой фермы. Его отец стал первым дворянином в своем роду: благодаря невероятно успешной юридической деятельности и таланту, ему удалось получить титул виконта, стать членом палаты лордов. Впрочем, существует версия (и факт этот не отбрасывается в среде серьезных ученых), что Френсис Бэкон — незаконнорожденный сын королевы Елизаветы и графа Лейчестера, лишь отданный на воспитание в семью Николаса Бэкона.

Фрэнсис Бэкон получил великолепное образование. Учился в Тринити-колледже Кембриджского университета в течение двух лет. С 16 лет 3 года служил в английском посольстве в Париже. После окончания знаменитого учебного заведения молодой человек пошел по стопам отца, начал свою профессиональную жизнь в Лондоне как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. После смерти отца в 1579 остался практически без средств к существованию и поступил для изучения права в школу барристеров «Грейз инн». В 1582 стал барристером, а в 1584 членом парламента и вплоть до 1614 играл видную роль в дебатах на сессиях палаты общин. Несколько раз ему выпала честь выполнять дипломатические поручения в столице Франции в свите английского посла. Бэкона увлекала политика. Однако его способности государственного деятеля не помогали его карьере, отчасти по той причине, что лорд Берли видел в Бэконе соперника своему сыну, отчасти же из-за того, что потерял расположение Елизаветы, мужественно возражая, по принципиальным соображениям, против принятия билля о субсидиях на покрытие расходов, понесенных в войне с Испанией (1593). Он симпатизировал оппозиции и, будучи избранным в члены палаты общин, стал одним из лидеров оппозиционного движения. Приблизительно в 1591 он стал советником фаворита королевы графа Эссекса, предложившего ему щедрое вознаграждение. Впрочем, Бэкон дал понять патрону, что предан прежде всего своей стране, и когда в 1601 Эссекс попытался организовать переворот, Бэкон, будучи королевским адвокатом, принял участие в его осуждении как государственного изменника. При Елизавете Бэкон так и не поднялся до сколько-нибудь высоких постов, однако после того, как в 1603 на трон взошел Яков I Стюарт, быстро продвинулся по службе. В 1607 он занял должность генерального стряпчего, в 1613 – генерального атторнея, в 1617 – лорда-хранителя Большой государственной печати, а в 1618 получил пост лорда-канцлера, самый высокий в структуре судебной власти. В 1603 Бэкону было пожаловано звание рыцаря, он был возведен в титул барона Веруламского в 1618 и виконта Сент-Олбанского в 1621. В том же году он был обвинен в получении взяток. Бэкон признал получение подарков от людей, дела которых разбирались в суде, однако отрицал, что это как-либо повлияло на его решение. Бэкона лишили всех постов и запретили появляться при дворе. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе. Оставшиеся до смерти годы он провел в уединении.

Следуя своей излюбленной идее о природе как чудесной книге, написанной Творцом «живыми» письменами, Бэкон постоянно питал глубокий интерес к символическому языку и толкованию древних мифов и преданий, в которых, как он не без основания полагал, заключена в иносказательной форме тайная мудрость тысячелетий. Так, в небольшом, но весьма любопытном с этой точки зрения трактате «О мудрости древних» (1609) он дал оригинальную интерпретацию 28 ключевых образов античной мифологии, отождествляя каждый на них с каким-либо метафизическим принципом, или архетипом. Например, Орфей — архетип «универсальной философии», Протей — архетип материи, Пан — архетип мира природы, Прометей олицетворяет синтез науки и магии и тому подобное. В незаконченной повести Новая Атлантида (The New Atlantis, написана в 1614, опубл. в 1627) Бэкон описывает утопическое сообщество ученых, занимающихся собиранием и анализом данных всякого рода согласно схеме третьей части великого плана восстановления. Новая Атлантида – превосходный социальный и культурный строй, существующий на острове Бенсалем, затерянном где-то в Тихом океане. Религия атлантов – христианство, чудесным образом открытое жителям острова; ячейкой общества является весьма почитаемая семья; тип правления по сути дела монархия. Главным учреждением государства является Соломонов дом, Коллегия Шести Дней Творения, исследовательский центр, из которого исходят научные открытия и изобретения, обеспечивающие счастье и процветание граждан. В этом произведении Бекон предвосхитил многие открытия будущего, например, создание подводных лодок, улучшение пород животных, передачу на расстояние света и звука. Иногда считают, что именно Соломонов дом послужил прообразом Лондонского королевского общества, учрежденного во время царствования Карла II в 1662.

Несмотря на сильное увлечение политикой, Фрэнсис Бэкон не забывал поощрять свои таланты в других сферах, в частности — в области литературы и философии. В 1620 г. было опубликована его книга «Новый органон». Работа представляла собой первую часть знаменитого философского трактата Бэкона «Великое восстановление наук». Сам трактат нес в себе идею бесконечности и неотвратимости прогрессивного развития человечества и восхвалял человека как главную движущую силу развития. В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени такие методы использовались алхимиками. В трактате Бэкон распределил науки по сферам человеческих способностей. Так, истории он отводил область памяти, поэзии — область воображения, а философии — область разума. Великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание – сила». Предназначение науки по мнению Бэкона в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь. Но Бэкон указывал и на плачевное состояние науки. До сих пор, говорил Бэкон, открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод – это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью. Он вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела. В своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только основоположником, но и самым последовательным эмпириком. Впоследствии Дидро основал свою Энциклопедию именно на философских изысканиях Бэкона. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона.

Обложка издания 1650 г.
Метод познания

Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью.
Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона «Novum Organum» («Новый Органон») и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Organum» («Органон») Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.
В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.
Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая — вывод из ежегодных наблюдений в период её цветения.
Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятностный характер.
Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.
Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком

Препятствия на пути познания

Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» («идолами», лат. idola). Это «призраки рода», «призраки пещеры», «призраки площади» и «призраки театра».
  1. «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде».
  2. «Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. «Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».
  3. «Призраки площади (рынка)» — следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум».
  4. «Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».
С 1597 по 1625 гг. регулярно издавался сборник Бэкона «Опыты, или Наставления нравственные и политические». Книга представляла собой сборник высказываний и афоризмов Бэкона. Они были разделены на несколько тематических групп: «Об истине», «О счастье», «О муже», «О занятиях науками», «О суеверии», «О смерти» и т.п. В своих литературных трудах Фрэнсис Бэкон опирался на творчество Мишеля Монтеня, которого называл своим учителем. Среди работ Бэкона следует отметить сборник эссе «О мудрости древних», а также незаконченный роман «Новая Атлантида», создаваемый писателем в последние годы жизни. «Новая Атлантида» носила утопический характер, в ней автор предсказал многие из современных явлений, а именно: передачу света и звука на расстояние, создание самолетов, подводных лодок, достижения в области медицины.

Великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание – сила» (лат. Scientia potentia est). Предназначение науки по мнению Бэкона в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь. Но Бэкон указывал и на плачевное состояние науки. До сих пор, говорил Бэкон, открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод – это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью.

Он вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.

В своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только основоположником, но и самым последовательным эмпириком.

В марте 1626, решив проверить, в какой степени холод замедляет процесс гниения, он экспериментировал с курицей, набив ее снегом, однако при этом простудился. Умер Бэкон в Хайгейте близ Лондона 9 апреля 1626.

В начале XVII века Бэкон создал двухбуквенный шифр, называемый теперь шифр Бэкона — метод сокрытия секретного сообщения. Он разрабатывал шифры, которые бы позволяли передавать секретные сообщения в обычных текстах так, чтобы никто не знал об этих сообщениях. Шифр базируется на двоичном кодировании алфавита символами «A» и «B», которым можно сопоставить «0» и «1». Затем секретное послание «прячется» в открытом тексте, с помощью одного из способов сокрытия сообщений.

Шифр впервые встречается в работе Бэкона: «О преумножении наук» (1605) и более подробно описан в сочинении «О достоинстве и преумножении наук» (1623). В своих трудах Ф. Бэкон сформулировал три требования, которым должен удовлетворять любой «хороший» шифр. Он должен быть:
  • Незамысловатым и несложным в работе.
  • Надёжным и не поддающимся дешифровке.
  • По возможности не вызывать никаких подозрений.
Шифр, обладающий третьим свойством, является «тайным» — то есть о его существовании никто не догадывается.
Над созданием именно таких шифров и трудился Ф. Бэкон. В итоге он пришёл к примерно следующему способу шифрования:
  1. Берётся секретное сообщение.
  2. Выбирается метод кодирования (то есть закон, по которому каждой букве алфавита будет ставится в соответствие определённый набор символов) и зашифровывается сообщение.
  3. Выбирается способ сокрытия сообщения (то есть правило, по которому символам зашифрованного сообщения ставится в соответствие другие буквы или слова алфавита) и получается конечный текст.
Для реализации основного принципа стеганографии (то есть сокрытия факта существования секретного сообщения) конечный текст должен иметь какой-то конкретный смысл, а не выглядеть произвольным набором символов. Создание такого «осмысленного» текста является наиболее трудоёмкой задачей при кодировании шифром Бэкона.

Шифр Бэкона связан с так называемым Шекспировским вопросом. Существует ряд до сих пор недоказанных предположений об авторстве ряда произведений Уильяма Шекспира. Согласно некоторым исследователям (их называют «Бэконисты» или «Бэконианцы») автором пьес Уильяма Шекспира является Сэр Френсис Бэкон. Наиболее известными представителями «бэконианской теории» являются: Игнатиус Доннелли, Элизабет Уэллс Гэллап. В доказательство своих утверждений они приводят, например, следующий факт:

На надгробной надписи могилы Уильяма Шекспира можно встретить двухшрифтовую печать, то есть тот самый шифр, над которым работал Ф. Бэкон:
Good Frend for Iesus SAKE forbeare
To diGG þE Dust Enclo-Ased He.RE.
Blese be THE Man þat spares TEs Stones
And curst be He þat moves my Bones.


Уильям Генри Смит первым предложил Бэкона на роль автора в 1856 году. Он сравнил бэконовское «под поэзией мы понимаем… вымышленную историю» с шекспировским «самая правдивая поэзия — вымысел» («Как вам это понравится», 3.3.19—20). Вскоре после этого Делия Бэкон выступила с утверждением, что в пьесах спрятаны политические значения и параллели между этими идеями и работами Бэкона. Она предложила его как лидера группы недовольных философов-политиков, пытавшихся продвигать республиканские идеи и противостоять деспотизму тюдоро-стюартовской монархии через публичную сцену. Позже сторонники Бэкона нашли сходство между большим числом специфичных фраз и афоризмов из пьес и теми, что были записаны Бэконом в его сборнике Promus. В 1883 году миссис Потт отредактировала Promus и нашла 4400 параллелей между мыслями и выражениями Шекспира и Бэкона.

В письме к Джону Дэвису Бэкон пишет о «скрытых поэтах», что его сторонниками воспринимается как отсылка к самому себе. Бэконианцы считают, что, хотя Бэкон описал и свою научную, и свою моральную философию в «О значении и успехе знания, божественного и человеческого» (1605), только первая часть его труда была опубликована под его именем. Они говорят, что моральная философия, включая революционную политико-философскую систему правления, была заключена в шекспировских пьесах, так как распространение этих идей было чревато угрозой со стороны монархии.

Бэконианцы предполагают, что большое число юридических аллюзий в шекспировском каноне указывает на то, что автор хорошо разбирался в законах. Бэкон стал королевским адвокатом в 1596 году и был назначен генеральным атторнеем в 1613 году. Бэкону также платили за написание речей для ряда увеселительных мероприятий, хотя неизвестно, чтобы он писал пьесы.

Поскольку Бэкон был хорошо знаком с шифрами, ранние бэконианцы предполагали, что он оставил в шекспировском каноне свою зашифрованную подпись. В конце XIX и начале XX века в работах, поддерживающих авторство Бэкона, многие бэконианцы утверждали, что раскрыли эти шифры. Например, Исаак Халл Платт считал, что латинское слово honorificabilitudinitatibus из «Бесплодных усилий любви» можно прочитать как анаграмму к «Hi ludi F. Baconis nati tuiti orbi» («Эти пьесы, отпрыски Ф. Бэкона, сохраняются для мира»). Существует ряд исследовательских работ, посвящённых поиску зашифрованных сообщений в произведениях У. Шекспира (в том числе с помощью шифра Бэкона). Среди них выделяются следующие:

«Великая криптограмма» (1888)

Книга «Великая криптограмма» написана известным в США политическим деятелем и писателем XIX века Игнатиусом Доннелли. Он утверждал, что произведения У. Шекспира являются «огромной стеганограммой», и путём их «криптоанализа» можно найти доказательства того, что автором пьес является Фрэнсис Бэкон. Также И. Доннелли утверждал, что Ф. Бэкон не сумел публично признаться в своём авторстве в силу ряда причин: высокое социальное положение, репутация философа, политика и юриста и т. д. Но Доннелли не сомневался, что с помощью стеганографии Бэкон запечатлил своё авторство в пьесах.

И. Доннелли пытался найти «корневые» числа, оперируя которыми, хотел обнаружить ключ к секретным сообщениям в пьесах У. Шекспира. Исходя из косвенных умозаключений, никак не разъяснённых на страницах своей книги, И. Доннелли выбрал в качестве «основных» чисел: 505, 506, 513, 516, 523. Производя различные математические операции с этими числами (вычитание констант, умножение на множители, вычитание количества слов, написанных курсивом на данной странице и т. п.) он получал число, якобы указывающее на номер слова из зашифрованного текста. При этом автор не уточнял, почему именно такие математические операции необходимо произвести для получения шифротекста. Таким запутанным путём И. Доннелли извлёк из произведений Шекспира следующие фразы: «Шекспир не написал ни одного слова в этих пьесах», «Я, Ф. Бэкон — Автор этих пьес», и т. п.

«Великая криптограмма» была подвергнута жёсткой критике и, несмотря на солидный авторитет автора, провалилась в продаже. Житель штата Миннесота Джозеф Пайл написал свою собственную книгу — «Крошечная Криптограмма», спародировав не только название, но и способы «криптоанализа» книги И. Доннелли. С помощью них Пайл «расшифровал» в «Гамлете» следующее секретное сообщение: «Доннелли, писатель, политик и шарлатан, откроет тайну этой пьесы».

Ещё одно опровержение работ И. Доннелли написал другой гражданин США — преподобный А. Николсон. Он использовал одно из «корневых» чисел Доннелли и даже работал на тех же страницах, что и автор «Великой Криптограммы». В итоге Николсон получил следующее: «Г-н Уильям Шекспир написал эту пьесу и работал у занавеса».

Сам Доннелли никогда не переставал верить в свои «криптографические» открытия и продолжал работать над вскрытием шифров. В 1899 году он опубликовал книгу «Шифры в пьесах и на надгробиях», но успеха у читателей она не имела.

«Двухбуквенный шифр сэра Фрэнсиса Бэкона, обнаруженный в его трудах и расшифрованный г-жой Элизабет Гэллап» (1899)

Писательница и директор средней школы Элизабет Уэлс Гэллап, окончившая Сорбоннский и Маргбурский университеты, была первой из бэконианцев, кто решил для поиска «секретных посланий» в произведениях Уильяма Шекспира использовать двухбуквенный шифр, придуманный самим Бэконом. Гэллап искала в пьесах тексты написанные различными типографскими шрифтами и раскладывала их по алфавиту шифра Бэкона. Например, пролог к пьесе «Троил и Крессида» почти целиком был набран курсивом. В результате своей работы Э. Гэллап получила следующие зашифрованные сообщения: «Королева Елизавета — моя настоящая мать, и я законный наследник трона……Найдите зашифрованную повесть, содержащуюся в моих книгах. Она рассказывает о великих тайнах, каждая из которых, будь она передана открыто, стоила бы мне жизни. Ф. Бэкон».

Согласно найденным Э. Гэллап «секретным» сообщениям, Бэкон спрятал рукописи пьес в своём лондонском замке. В 1907 году она отправилась на поиски рукописей, но к положительному результату они не привели.

«Исследование шекспировских шифров» (1957 г.)

Известные американские криптографы Уильям Фридман и его жена Элизабет Фридман, поставили перед собой задачу выяснить, был ли кем-либо обнаружен в произведениях Шекспира «настоящий шифр», вскрытие которого позволило бы подвергнуть сомнению авторство Шекспира. Под словами «настоящий шифр» Фридманы понимали:
  • Первоначальный открытый текст имеет смысл
  • Результат расшифровки — единственный в своем роде (не должен представлять один из нескольких вариантов дешифрования)
В своей книге Фридманы рассмотрели исследования множества таких бэконистов как: Орвилл Оуэн, Уолтер Аренсберг, Эдвин Дэрнинг-Лоуренс и других. Логических рассуждений, подтверждающих Бэконианскую версию, Фридманы не обнаружили. И даже наоборот, множество бэконистких доказательств было поставлено под сомнение.

криптограмма Бэкона в Первом Фолио 1623 года Шекспира.
Розенкрейцеры часто использовали подобные условные знаки в начале и конце главы,
являющиеся для посвященных сигналом скрытой в тексте информации.
Эту же бэконовскую криптограмму можно увидеть в его собственных произведениях
Афоризмы Фрэнсиса Бэкона
  • ... Афоризмы служат отнюдь не только для развлечения или украшения речи, они, безусловно, важны и полезны в деловой жизни и в гражданской практике.
  • ... либо это столь глупая вещь, что она не способна познать самое себя, либо столь отвратительная, что она должна скрывать себя под гримом. Сцена многим обязана любви, жизнь - ничем. Любовь всегда означает слишком узкий взгляд на вещи.
  • ... Милосердие... не бывает чрезмерным...
  • Атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ рухнет в бездну.
  • Бессмертие животных в потомстве, человека же в славе, заслугах и деяниях.
  • Богатство - хорошая служанка, но негодная любовница.
  • Богатство не назовешь иначе, чем образом добродетели, ибо оно и необходимо ей и тягостно.
  • Больше всех мы льстим сами себе.
  • В гневе глупцы остры на язык, но богаче от этого не становятся.
  • В истинной красоте всегда есть изъян.
  • В мире мало дружбы - и меньше всего среди равных.
  • В темноте все цвета одинаковы.
  • В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных.
  • Ветхий Завет считает благом процветание. Новый Завет - напасти.
  • Возможность украсть создает вора.
  • Возрасту вызов не бросишь.
  • Все в мире повторяется.
  • Всякая насильственная мера чревата новым злом.
  • Геройство - понятие искусственное, ведь смелость относительна.
  • Гордость лишена лучшего качества пороков - она не способна скрываться.
  • Дело судьи - истолковать закон, а не даровать его.
  • Деньги - как навоз: если их не разбрасывать, от них будет мало толку.
  • Для молодых людей жены - любовницы; для людей средних лет - спутницы жизни; для стариков - сиделки.
  • Друзья - воры времени.
  • Если бы люди сходили с ума на один лад, то они могли бы ужиться довольно хорошо.
  • Если некоторые люди презирают богатство, то потому, что они потеряли надежду на свое обогащение.
  • Жена и дети учат человечности; холостяки же мрачны и суровы.
  • Женитьба - умная вещь для дурака и глупая для умного.
  • Законы подобны паутине: мелкие насекомые в ней запутываются, а большие никогда.
  • Знатность редко является результатом доблести; доблесть же результатом знатности еще реже.
  • Имеющий жену и детей - заложник судьбы.
  • Как в природе, так и государстве, легче изменить сразу многое, чем что-то одно.
  • Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
  • Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.
  • Красота - как драгоценный камень: чем она проще, тем драгоценнее.
  • Кто проявляет жалость к врагу, безжалостен к самому себе.
  • Лесть - это стиль рабов.
  • Лесть есть род дудки, которой приманивают птиц, подражая их голосу.
  • Любить и быть мудрым - невозможно.
  • Люди боятся смерти по той же причине, по которой дети боятся темноты, потому что они не знают, в чем тут дело.
  • Мир - мыльный пузырь, а жизнь человеческая меньше пяди.
  • Многие, думая, что они смогут все купить за свои богатства, сами прежде всего продали cебя.
  • Молчание - добродетель дураков.
  • Мужчина уже наполовину влюблен в каждую женщину, которая слушает, как он говорит.
  • Мужчина чувствует себя на семь лет старше на другой день после свадьбы.
  • Надежда - хороший завтрак, но плохой ужин.
  • Наслаждаться счастьем - величайшее благо, обладать возможностью давать его другим - еще большее.
  • Наше поведение сродни заразной болезни: хорошие люди перенимают дурные привычки, подобно тому как здоровые заражаются от больных.
  • Невежды презирают науку, необразованные люди восхишаются ею, тогда как мудрецы пользуются ею.
  • Недоверие - это жилы мудрости.
  • Несомненно, что самые лучшие начинания, принесшие наибольшую пользу обществу, исходили от неженатых и бездетных людей...
  • Нет большего вреда для державы, чем принимать хитрость за мудрость.
  • Нет большей мудрости, чем своевременность.
  • Обычная уловка: создатели любой науки обращают бессилие своей науки в клевету против природы.
  • Опасность требует, чтобы ей платили удовольствиями.
  • Осторожность в словах выше красноречия.
  • Подозрений у человека тем больше, чем меньше он знает.
  • Пока философы спорят, что является главным - добродетель или наслаждение, ищи средства обладать и тем, и другим.
  • Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия - наши добродетели.
  • Сам по себе муравей - существо мудрое, но саду он враг.
  • Скрытность - прибежище слабых.
  • Строгость рождает страх, но грубость рождает ненависть.
  • Тот, кто дает добрый совет, строит одной рукой; тот, кто подает добрый совет и пример, строит двумя руками; но тот, кто предлагает добрые увещевания, и при этом подает дурные примеры, одной рукой строит, а другой - разрушает.
  • Тот, кто не хочет прибегать к новым средствам, должен ожидать новых бед.
  • Усилия на ложном пути множат заблуждения.
  • Человек и впрямь похож на обезьяну: чем выше он залезает, тем больше он демонстрирует свою задницу.
  • Человек часто скрывает свою сущность, иногда ее преодолевает и очень редко подавляет.
  • Чем менеее история правдива, тем больше она доставляет удовольствия.
  • Чем меньше заслуга, тем громче похвала.
  • Чрезмерная жажда власти привела к падению ангелов; чрезмерная жажда знания приводит к падению человека; но милосердие не может быть чрезмерным и не причинит вреда ни ангелу, ни человеку.
  • Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным.
  • Что, в сущности, дурного в том, что себя мой друг любит больше, чем меня?
  • Я много думал о смерти и нахожу, что это - наименьшее из зол.

Комментариев нет :

Отправить комментарий